Могильный холм (Зомби 3)

Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Zombie, Андреа Бьянки, Антонелла Антинори, Джанлуиджи Чирицци, Карин Уэлл, Марианджела Джордано, Роберто Капорали, Симона Маттиоли
Le notti del terrore, 1981
Профессор находит в старом замке некую таблицу, символы на которой, очевидно, способны пробуждать мертвецов. И восставшие из могил трупы тут же нападают на самого профессора... А вскоре в этот замок, не подозревая об опасности, приезжают его друзья.
Режиссер: Андреа Бьянки
В ролях: Карин Уэлл, Джанлуиджи Чирицци, Симона Маттиоли, Антонелла Антинори, Роберто Капорали, Питер Барк, Марианджела Джордано
И снова: для начала краткое содержание предыдущих серий, потому что оно уморительно смешно. В начале Ромеро снял "Рассвет мертвецов" , который Дарио Ардженто прокатывал в Италии как "Зомби". Потом новый фильм Лучио Фульчи, сходный по тематике, назвали "Зомби 2" , чтобы заработать на волне успеха американского ужастика. Итальянская подделка сама оказалась шедевром, пусть и в совершенно другом роде - и получила кассовый успех. Но от возможности снять "Зомби 3" Лучио Фульчи уклонялся аж до 1988 года. Кинорынок, как и природа, не терпит пустоты, так что за него постарались как минимум два других режиссера - и сегодня мы поговорим о попытке Андреа Бьянки.
Отметим еще несколько забавных фактов: Питер Барк - карлик, которому на момент съемок было 26 лет, но он играет 12-летнего мальчика и, в результате, оказывает довольно странное впечатление. Особой карьеры в кино он, впрочем, не сделал - это его единственная крупная роль: четыре других обошлись даже без упоминания в титрах. Марианджела Джордано, сыгравшая его экранную мать, единственная актриса, которую раздели в этом фильме, была в то время женой продюсера картины. Парочка получилась своеобразная, едва ли не самая запоминающаяся во всем фильме - тем паче, что непонятно зачем их героям добавили инцестуальных мотивов. Впрочем, актерская игра здесь - мягко говоря, не самое сильное место картины.
Снимался этот фильм ужасов на натуре, в настоящем замке, а мастерская, показанная ближе к финалу - та же, что и в фильме Дарио Ардженто "Преисподняя". А теперь перейдем к самому интересному в фильмах о зомби - к собственно живым мертвецам.
Грим здесь вызывает неоднозначное впечатление - занимался им тот же специалист, что работал и с Лучио Фульчи: обратите внимание, кстати, на сцену с женщиной, которую зомби тянет через разбитое стекло. Сделана она попроще, но явно под влиянием культового эпизода со щепкой из "Зомби 2". Сами мертвецы по заветам того же шедевра выглядят достаточно мерзко: в частности, на их лицах часто видны копошащиеся клубки червей. При этом, о правдоподобности говорить не приходиться: у некоторых зомби отлично виден нос, который вряд ли мог бы сохраниться - особенно, если перед нами этруски, как утверждается в начале фильма - зато зубы у них выглядят не слишком похожими на человеческие и расположены, мне кажется иначе. У некоторых зомби даже форма черепа странноватая, слишком вытянутая, как мне показалось.
Мифологией зомби как таковой не слишком заморачивались: восстали они после того, как профессор повозился с древней табличкой, на которой видно нечто вроде смайлика и перевернутая русская буква "А". Говорить эти зомби не могут, но зато довольно сообразительны, неплохо пользуются подручными инструментами и даже могут карабкаться на второй этаж по каменной стене. При этом, они охочи до человеческой плоти и тот, кого они покусали тоже становится, через какое-то время живым мертвецом. Правда, как минимум на одной из жертв, насколько я помню, укусов особо-то видно не было, но это не помешало ей восстать из мертвых.
Особенно хорошо непродуманность мифологии видна ближе к финалу - СПОЙЛЕР - когда наши герои забегают в монастырь и обнаруживают, что он полон живых мертвецов. Откуда? Кто их успел перекусать? Древними этрусками монахи быть не могут, а те, кто восстали по вине профессора, вроде как, осаждали наших друзей, а не по округе бегали.
Впрочем, с сюжетом обошлись еще проще, чем с мифологией: по сути, его взяли на прокат из "Ночи живых мертвецов": группа людей пытается укрыться в доме от мертвецов, которые его штурмуют. Многие элементы, вплоть до попытки бегства, так и ли иначе присутствуют. Но, разумеется, нет и попыток проработать психологию персонажей и снабдить действо пресловутым "социальным комментарием".
В целом, для любителей зомби-жанра вообще и итальянских ужастиков в частности - просмотр может оказаться небезынтересным. Неподготовленный зритель может впасть в ступор от нескрываемого желания шокировать и, мягко говоря, странноватой логики этого фильма - если допустить, что она в принципе существовала, а это вопрос дискуссионный. Тем не менее - зрелище любопытное, а временами даже атмосферное, чему способствует своеобразных, типичный для итальянского хоррора, саундтрек.
Напоследок не могу не отметить очередной успех авторского перевода. В фильме есть сцена, где одна героиня упорно кричит другой в мужском роде: "Ты убиЛ моего сына". Это не считая многочисленных задумчивых пауз на простейших фразах.