]]>
]]>

Zombi 2

В гавань Нью-Йорка прибывает судно, которое кажется пустым. Береговая охрана, поднявшаяся на борт, подвергается нападению кровожадного живого мертвеца... Дочь пропавшего владельца судна и не в меру любопытный журналист отправляются на тропический остров, откуда вернулся корабль. 

Режиссер: Лучио Фульчи

В ролях: Тиса Фэрроу, Иэн МакКаллок, Ричард Джонсон, Эл Клайвер, Ауретта Гей, Стефания Д’Амарио, Ольга Карлатос, Ник Александр, Уго Болонья, Рамон Браво

Лючио Фульчи - великий мастер кино с парадоксальной судьбой. Он никогда не скрывал, что снимает фильмы ради заработка, но, тем не менее, несколько из снятых им фильмов ужасов - эталон самого понятия "авторское кино". Их просто невозможно спутать с манерой любого другого режиссера. "Зомби 2" (альтернативных названий у фильма - вагон и маленькая тележка, в России чаще всего он именуется "Зомби - пожиратели плоти") - пожалуй, самый известный его фильм, хотя и не самый показательный для манеры Фульчи работать с жанром. 

Предыстория названия фильма неплохо известна, но любопытна: Дарио Ардженто прокатывал в Италии "Рассвет мертвецов", перемонтировав фильм Джорджа Ромеро, снабдив его новым саундтреком и назвав "Зомби". Фильм стал хитом проката и, разумеется, на этой волне успеха решили подзаработать. Так фильм Фульчи получил гордое имя "Зомби 2". Тем не менее, с оригиналом Ромеро эта картина практически ничем не связана: при большом желании, впрочем, ее можно посчитать приквелом, если воспринимать начальные сцены в Нью-Йорке как рассказ о первом появлении зомби в Америке. Но и это объяснение выглядит натянутым, тем более, что мифология фильмов явно различается. По сути, у Фульчи вообще нет внятного объяснения происходящему: мертвецов поднимает из могилы некое заклинание вуду. Причем сначала поднимаются только "свежие" покойнички, но потом восстают вообще все мертвецы. Доктор, который пытается исследовать этот феномен, похоже, уверен, что все дело в некоем вирусе - и долгое время отказывается верить в могущество вуду. Персонажи упорно пытаются пристрелить зомби, при  это в голову, вопреки традициям жанра, если и стреляют, то только случайно - не смотря на то, что выстрелы в другие части тела явно не помогают. 

Кстати, в довершение путаницы в США фильм вышел в прокат как просто "Зомби", а шустрые итальянцы наваяли еще три фильма цикла, к одному из которых мимоходом имел отношение и сам Фульчи. Насколько я понимаю, в лучших традициях жанра, эти "продолжения" никакого отношения к друг другу не имели.

Если оценивать фильм сам по себе, то прежде всего обращаешь внимания на высоки уровень, с которым он сделан. Спецэффекты впечатляют даже сегодня: к примеру, знаменитая сцена с нападением живого мертвеца под водой. Сколько я не присматривался - так и не смог понять, как актер вообще умудрялся дышать в этих кадрах: аквалангов не заметно, даже грудь, кажется, не двигается. Ну и сама по себе борьба с акулой не выглядит безобидным развлечением. Соединение эротики - знаменитые кадры с обнаженной Ауреттой Гей я уже выкладывал и, как видите, выложил еще - природной опасности и сверхъестественного ужаса... все это обеспечило эпизоду поистине культовый статус. Как и другой - не менее, а то и более знаменитой сцене из фильма: нападением зомби на жену доктора, в которой глаз героини Ольги Карлатос протыкает щепка, причем вся эта сцена показана неторопливо, обстоятельно и во всех подробностях. Причем, там отлично сделаны не только спецэффекты, сама режиссура этого эпизода крайне интересна, его стоит разобрать едва ли не покадрово. 

Смотрите: в начале мы видим привлекательную, но очень усталую девушку в душе - расслабляющий, эротичный момент. И тут же, в оконное стекло стучится рука зомби, которая гладит по ее телу через стекло: возникает угроза. Девушка блуждает по дому, и здесь появляется отличная операторская находка: мы смотрим, как она прихорашивается перед камерой и только потом понимаем, что все это время наблюдали не за самой Карлатос, а за ее отражением в зеркале. Обожаю такие визуальные игры... И потом - вот она, иконическая сцена жанра: сначала она просто пытается тихо запереться, но дверь не закрывается - возможно рассохлась. И тут угроза материализуется: мы видим руку, которую зомби просунул в прихлоп. Героиня Карлатос продолжает бороться, запирает дверь, но мертвец начинает проламываться сквозь нее... И вскоре мы видим предвестья того, что произойдет: крупные планы отламывающихся щепок, отчаянных глаз героини, обломки досок возле лица. И тут ее хватают за волосы, она уже видит угрозу, зрителю тоже показывают - в том направлении, куда ее тащит мертвец - огромный обломок доски. Голову героини подтаскивают все ближе...  и тут бы, как обычно и делают, увести камеру, смонтировать... Но нет: глаз подробно, со смаком насаживают, давая возможность увидеть все детали. Жуткая,  запоминающаяся навсегда сцена. 

Кстати, знаменитые появления мертвецов-конкистадоров ближе к концу фильма на нынешнего зрителя производят, мне кажется, меньшее впечатление, чем на современников премьеры. Подобные сцены давно уже стали частью "обязательной программы". Но, кто бы спорил: несколько зомби в этих эпизодах могут смело претендовать на звание самых омерзительных в долгой истории хоррора. Поскольку добиться этого эффекта явно входило в намерения авторов фильма, то да - это комплимент. 

Еще одной удачей фильма можно назвать актерские работы: я бы выделил доктора, актеру удалось очень точно передать его состояние одержимости научной проблемой и, одновременно, усталости, которая в нем накопилась из-за ускользающего контроля над происходящим. Отлично подобрана и главная героиня, которую сыграла младшая сестра Мии Фэрроу: привлекательная, но немного "не от мира сего" внешность, огромные, выразительные глаза, которые Фульчи то и дело показывает крупным планом. 

В целом, получилась бесспорная классика фильмов ужасов, которую я смотрел уже множество раз и не раз пересмотрю еще. Материалов о съемках этого фильма тоже сколько угодно, так что к обсуждению картины на этом сайте у меня еще будет повод вернуться. Хотя, не могу не отметить, что это все-таки не самый любимый мною фильм Фульчи: у него есть работы, которые лично я ставлю выше.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2