]]>
]]>

Inferno, 1980

Американская студентка, любительница древних книг, начинает подозревать, что ее дом - обиталище Матери Тьмы, зловещей древней ведьмы. Она пишет брату, который изучает в Риме музыку, и просит его немедленно приехать. Но цепь смертей уже началась -  секреты Mater Tenebrarum ревностно охраняют.

Режиссер: Дарио Ардженто

В ролях: Ли МакКлоски, Айрин Миракл, Элеонора Джорджи, Дария Николоди, Саша Питоефф, Алида Валли, Ания Пьерони, Фёдор Шаляпин

Продолжение знаменитой "Суспирии", которое принято ставить несколько ниже оригинала. В свое время, и сборы были несколько ниже, чем у первого фильма, но с годами фильм заслуженно повысил свою репутацию. На мой вкус,  "Преисподняя" не хуже, она просто немного другая.

Самое забавное в том, что мифология "Трех матерей" по-настоящему возникает только в этом фильме: уже на первых минутах картины нам цитируют дневник архитектора, который создал их обиталища - и только потом осознал, что натворил. Тогда же возникает единственная отсылка к "Суспирии": нам говорят, что дом, в котором обитала Матер Суспириорум находится во Фрайберге, очевидно намекая на ту самую балетную школу.

Легендарный Марио Бава работал на этом фильме - хотя, насколько я успел заметить, в титрах упомянут только его сын, Ламберто Бава. По разным источникам, Бава-старший то ли работал только над спецэффектами, бесспорным гением которых он был, то ли и вовсе играл множество ролей - вплоть до работы с актерами. 

Если верить Айрин Миракл, исполнившей главную роль, почти все сцены с ее участием ставил именно Марио Бава, а Ардженто вообще редко появлялся на площадке. По некоторым данным Дарио сильно болел во время съемок, они ему дались настолько тяжело, что позднее он не раз называл этот фильм среди своих наиболее нелюбимых. Но, зато, у него здесь есть фирменное камео: в сценах, где мы видим руки убийцы в перчатках - это руки самого Ардженто. 

Как бы то ни было, характерные и для фильмов самого Бавы сочетания интенсивного красного и синего освещения снова используются, как и в "Суспирии", но, на этот раз значительно менее часто. Более того: у меня сложилось впечатление, что им придается символическое значение. Этот свет появляется в сценах, где либо персонажи вступают на территорию Матери и ее слуг, либо наоборот - к героям приходят, чтобы расправится над ними. Правда, заметно большее количество такого освещения в "Суспирии" может объясняться тем, что герои практически постоянно находятся на территории одной из Матерей. 

Логика развития действия и мотивация героев, как всегда, полетела ко всем чертям, в любой момент может произойти все, что угодно. Возьмите одну из самых лучших сцен фильма: героиня спускается в подвал дома и там обнаруживает нечто вроде большой лужи, в которую и роняет драгоценность. После этого она спускается в этот водоем, ныряет туда и плавает, словно в каком-то подземном озере. У вас в подвале есть такие? Вот и у меня нет, но смотрится эта сцена потрясающе. Встречаются оборванные концы: самый очевидный - девушка с персидским котом в исполнении Ании Пьерони, которая возникает в Риме, на лекции по музыке Верди. Она же потом проезжает на такси в Нью-Йорке. По тому, как ее показывают - это явно мистическая фигура, но кто она? Мы так и не узнаем. Возможно, по замыслу Ардженто это была третья Мать,  Mater Lacrimarum, но, как известно, третий фильм не был снят еще очень долго. 

Как это часто бывает в его фильмах, в "Инферно" есть крайне неприятные сцены, связанные с кошками: судя по всему, они здесь связаны с темным началом вообще и Матерями, в частности. К примеру,

Показать...

Наиболее неудачный элемент фильма - его саундтрек. Помпезные и вертлявые мелодии Кита Эмерсона, при всем уважении к этому музыканту, попросту неуместны - в отличие от музыки Goblin в предыдущем фильме. Как это свойственно арт-рокерам, музыка Эмерсона слишком самовлюбленная, она стремиться не подчеркнуть изображение, а выйти на передний план: посмотрите, вот какая я замысловатая и виртуозная. 

В остальном, если привыкнуть к манере Ардженто снимать фильмы-кошмары, пропитанные интонациями волшебной сказки, фильмы, в которых логика сюжета важна значительно меньше, чем воздействие образа на зрителя - вы поймете, что "Преисподняя" ничуть не уступает "Суспирии". 

Ну и напоследок: киноманам стоит обратить внимание, что смотрительницу здания, в котором живет Роуз, играет Алида Валли, уже знакомая нам по "Суспирии", но на этот раз у нее другой персонаж. Присмотритесь и к графине Элизе - ее воплотила Дарья Николоди, жена Ардженто и соавтор сценариев этих двух фильмов. Русскому зрителю будет интересен и исполнитель роли профессора Арнольда - это Фёдор Шаляпин-младший, сын знаменитого певца, который немало снимался в кино, включая несколько культовых фильмов ужасов. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us