]]>
]]>

Night of the Living Dead

Ночь живых мертвецов Джорджа Ромеро, Night of the Living Dead 1968

Двое приехали на могилу родственника, но даже это не удержало брата от насмешек над страхами сестры: "Барбра, они идут за тобой" - пугал он, не ожидая, что они действительно пришли. Мертвецы возвращаются к жизни, чтобы нападать на людей...

Так начался легендарный фильм, заложивший основы всего жанра зомби - ужасов. Сегодня мы обсуждаем эту классику кино и смотрим разу две версии фильма: цветную и черно-белую.

Режиссер: Джордж Ромеро

В ролях: Дуэйн Джонс, Джудит О’Ди, Карл Хардмен, Мэрилин Истман, Кит Уэйн, Джудит Ридли, Кира Шон, Чарльз Крэйг, С. Уильям Хинцмен, Джордж Косана

Дело в том, что по молодости и неопытности, Джордж Ромеро не оформил по всем правилам авторские права на свой фильм. И по американским законам фильм давно перешел в общественное достояние: издавай, кто хочет, делай с ним, что хочешь - может и перемонтировать как больше нравится, или еще что сотворить. Тем не менее, официально известно пять версий фильма:

– Первоначальная версия 1968 года, черно-белая.
– "Окрашенная" версия того же монтажа 1968 года.
– 3-D версия того же монтажа 1968 года.
– Монтажная версия к 30-летию фильма, заменившая примерно 15 минут сцен оригинальной версии - новыми, снятыми специально для этого издания. Джордж Ромеро в создании этой версии вовлечен не был.

Насколько я понимаю, новые сцены доснимал Джон Руссо, со-автор оригинального сценария и автор его новеллизации, которую многие ошибочно считают первоисточником. Итак, о версии к 30-летнему юбилею мы еще поговорим, а сегодня нас интересуют первые две из перечисленных версий.

В плане монтажа они идентичны, так что сначала обсудим непосредственно фильм, а уже потом - нужен был ему цвет или не очень.

Сразу скажу, что я не разделяю почти религиозного обожания, которым окутан этот фильм. На мой взгляд, тот же "Рассвет мертвецов" - гораздо более сильный фильм. В "Ночи" заметна неопытность постановщика, недостатки актерской игры, не говоря уж об анекдотическом гриме, но... Несмотря на все это, есть в этом фильме своя сила и обаяние и, к тому же, он действительно заложил основы целого жанра - а этим могут похвастаться немногие.

Главный недостаток постановки - то, что актеры были набраны из соседних театров, и налет театральности в их игре более, чем ощутим: в интонациях, даже в самих мизансценах - последнее, впрочем, по идее - "заслуга" Ромеро. К примеру: на переднем плане сидит Барбра, на заднем плане ходит из угла в угол Бен. И Барбра ведет с ним диалог хорошо поставленным голосом - не поворачиваясь к собеседнику. Чисто театральная по постановке сцена, и в фильме много таких. Правда, за исключением этого налета театральности, на мой взгляд, - игра у всех актеров выразительна и интересна: каждый создал тот или иной типаж, сочетание которых действительно образует своего рода срез общества. С другой стороны, операторская работа время от времени восхитительно пользуется возможностями именно кино: ракурсом, освещением, создавая образы довольно любопытные и атмосферные. К примеру, очень часто пользуются игрой теней на лицах - скорее всего, это просто способ скрыть недостатки грима, но ведь смотрится интересно.

Что касается содержания фильма, его пресловутого подтекста, то... не знаю, не знаю, по-моему, его искали не там, где надо. Лично мной отголоски вьетнамской войны, которые ищут в "Ночи" критики - совершенно не прочитываются. Зато интереснее показалось другое...

Есть ощущение (и не у меня одного) что структура фильма была позаимствована у вестерна: дом, в котором укрываются герои - и противники которые его штурмуют. Разве что индейцев заменили на зомби... Но - самое-то интересное, что главная роль, единственная, которую можно рассматривать как героическую - досталась негру. По тем временам это само по себе непривычно, но если вспомнить аллюзии на вестерн - то и вовсе тянет на хорошенький скандал. А если при этом еще и вспомнить концовку,

Показать...

Честное слово - если в фильме и есть какой подтекст, то искать его надо в области расовых отношений. Но самое смешное, что первоначально персонаж негром не замышлялся - просто режиссер, ограниченный в средствах, выбрал того актера, который лучше подошел на роль. Так что подтекст этот возник практически случайно. И слава богу - я всегда считал, что главная задача рассказчика - рассказать интересную историю, а не создать "подтекст". Если рассказ хорош - подобные дополнительные смысловые оттенки возникнут словно сами по себе, даже, как видите, из случайных обстоятельств. А если во главу угла ставится не рассказ, а подтекст - то как раз и получается мутный арт-хаус, на который онанирую критики и от которого плюются все нормальные люди.

Теперь, что касается цвета: окрашен фильм в мягкие тона, которые так и тянет назвать пастельными. Выглядит это достаточно красиво и не слишком напрягает глаз, на мой взгляд. Нужно ли это фильму? Ну, есть люди, которые принципиально не смотрят черно-белое кино, и для них это шанс ознакомиться с классикой. А для производителя - шанс заманить лишних зрителей, разумеется. В остальном - как и говорилось до меня, цвет подчеркивает недостатки грима - на многих "зомби" его практически и не было. Что, кстати, легко оправдать сюжетно: это "свежие" покойнички. С другой стороны, именно мягкость цветов временами лучше подчеркивает ужас происходящего. В общем-то, я бы не стал отрицать "крашенную" версию, принципиальных возражений она у меня не вызвала - но вы вольны оставаться при своем мнении.

Вот образец цветного кадра с dvd:

Night of the Living Dead

А вот тот же кадр, но уже в черно-белом варианте, с блю-рей:

Night of the Living Dead

Оба кадра позаимствованы с dvdbeaver.

В России фильм издавался не раз. Вот это лицензионное издание содержит раскрашенную версию фильма:

OZON.ru - DVD | Ночь живых мертвецов | Night of the Living Dead | PAL | Интернет магазин DVD: купить фильмы / 99OZON.ru - DVD | Ночь живых мертвецов | Night of the Living Dead | PAL | Интернет магазин DVD: купить фильмы / 99

Бонусов к ней прилагается ноль, и даже звук только в моно - хотя на Западе фильм издавался с восхитительно детальным DTS. Черно-белую версию издавали Film Prestige в серии "Американский хоррор" - но тоже с моно-звуком и без вменяемых бонусов. К тому же, это издание давно распродано.

Самое смешное, что издание на блю-рее, выходившее на Западе особого интереса не представляет - помимо качества картинки,разумеется. А вот среди многочисленных изданий на dvd - даже выбрать непросто, многие из них представляют кучу бонусов, не пересекающиеся с другими изданиями. К примеру, вот этот вариант, выпущенный к 40-летию фильма:

Здесь примерно два с половиной часа дополнительных материалов, и саундтрек на отдельном диске. А теперь главное - просмотр:

Цветная версия русским звуком:

Черно-белая версия, без перевода, но зато с разрешением вплоть до 1080р, то есть в блю-рей качестве.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us