Ким Ньюман - Рай для комплетиста

18 июля 2015 г.Просмотров: 2211RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Kim Newman - Completist Heaven, 1994

Kim Newman - Completist Heaven, 1994

Киноман, поставивший себе спутниковую тарелку, обнаруживает, что теперь может поймать в эфире даже очень редкие фильмы. Однажды он натыкается на новый канал, по которому показывают никому неизвестный фильм о Франкенштейне - а вскоре на экране возникают фильмы и вовсе невозможные...

Этот рассказ написан специально для антологии The Mammoth Book of Frankenstein, которую издал культовый редактор Стив Джонс. До некоторой степени Ньюман его "обжулил", поскольку тематика Франкенштейна в этом рассказе запросто могла быть заменена на любого другого культового героя ужастиков. Суть рассказа, его сюжет менять бы не пришлось - только внутренние реалии, персоналии, которые его наполняют, да и то не всегда.

Возьмем, например, тот фильм, с которого все и началось для нашего героя: неизвестную серию Ильзы, в котором знаменитая нацистка, сыгранная Дайанной Торн, встречает Франкенштейна, загримированного по образцу Бориса Карлоффа в "Франкенштейне" студии Universal. С одной стороны, я знаю, что эротические и порнофильмы о Франкенштейна снимались, хотя это не самый очевидный кандидат даже среди классических монстров: уже после написания рассказа вышла "Страсть по Франкенштейну", в которой Джесс Франко снимал Мишель Бауэр и Лину Ромэй. Но с Дайанн Торн как-то проще представить себе оборотня, а не Франкенштейна. Человек-волк, правда, здесь тоже упоминается, как же без него...

Что самое забавное, у фильма из этого рассказа вполне может быть прототип: в 1993 году вышел фильм "Лина встречает Франкенштейна", в котором порнозвезда, упомянутая в заглавии, близко знакомится с классическими монстрами, включая и Франкенштейна. Более того - в точном соответствии с текстом Ньюмана, этот фильм частично снят в черно-белом изображении.

Главный недостаток этого рассказа, с точки зрения рядового читателя - то, что, по сути, это своего рода поэма в прозе, которая завораживает и опьяняет киномана, подобного автору рассказа - или его персонажу. Но, если все эти имена для вас пустой звук, то, скорее всего, рассказ вызовет у вас вежливое недоумение: сама эта история может быть изложена на паре страниц. Настоящий же ценитель подобного кино еще и после прочтения проведет несколько упоительных часов, перебирая все отсылки, упомянутые Ньюманом и пытаясь понять, где он упоминает факты, а где вымыслы. Некоторые случаи, вроде полной копии "Франкенштейна" (1910), снятого Эдисоном или Трейси Лордс, играющей этого персонажа - вполне очевидны. Другие без дополнительной проверки и не раскусишь.

Лично меня более всего умилило упоминание о печенье, которое упорно поглощает персонаж и от пристрастия к которому, если верить предисловию, только недавно избавился автор рассказа. Очень знакомая для меня деталь, хотя лично я пристрастием к печенью, сопровождающему бесконечные кинопросмотры, не страдаю. Нет, не спорьте со мной, это вовсе не пристрастие....

Словом, за рубежом это изящное произведение выходило дважды - в составе вышеупомянутой антологии и в авторском сборнике рассказов "Незабываемые истории" (Unforgivable Stories, 2000). Русский перевод издавался в отечественной версии все той же антологии, которая была озаглавлена просто "Франкенштейн"

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us