Проклятие (Япония, 2000)

]]>
]]>

Ju-on: The Curse

Ju-on: The Curse

Школьный учитель встревожился из-за ученика, который начал пропускать занятия. Он приходит к нему домой, обнаруживает мальчика в очень странном состоянии. К тому же, дом разгромлен, а взрослых, видимо, нет.

Режиссер: Такаси Симидзу

В ролях: Юрэй Янаги, Юэ, Рёта Кояма, Хитоми Мива, Асуми Мива, Юми Йошиюки, Чиаки Курияма, Юко Дайкэ

А теперь внимательно, следим за руками: именно с этого фильма начался цикл фильмов "Проклятие" и здесь начала формироваться их мифология. Но, скорее всего, это не тот фильм, который вы считаете первым: у нас гораздо более известен снятый на несколько лет позднее кинофильм. Это - телеверсия, с которой все и начиналось. До этого, правда, были еще и две короткометражки (или, точнее, два сегмента антологии, речь о которых шла здесь). Иногда их называют приквелами, но это не совсем верно: их действие происходит одновременно с событиями первого фильма, вот этого.

Именно здесь и появляется специфическая мифология всего сериала: в момент насильственной смерти, жертва переживает такие эмоции, что место ее гибели остается на веки проклятым. Кто бы ни вошел туда - проклятие переходит к нему, жестокие "духи" будут мстить. В кавычках слово "духи" оказалось потому, что от европейских призраков они существенно отличаются: во-первых, судя по всему, они вполне материальны, но при этом не являются зомби (не гниют, к примеру) и, к тому же, они не привязаны строго к месту своей гибели. Уже в короткометражках мы видели, что и Тосио и Кайако появляются, к примеру, в школе.

А самое главное, что, судя по тому, что показано в фильме, способа снять проклятие нет, конца замкнутому кругу тоже не предвидится. Разве что люди вообще перестанут приходить в этом дом.

Видимо, чтобы запутать зрителя еще сильнее и сильнее подчеркнуть эту атмосферу безысходности, режиссер рассказывает историю не в хронологическом порядке. Здесь, как минимум, два временных пласта: история об учителе, который пришел проведать Тосио и история о семье Мураками, которые поселились в этом же доме позднее и попали под действие проклятья. Плюс в фильме есть эпилог, в котором торговец недвижимостью совещается со своей сестрой по поводу продажи дома, а потом все же спихивает его другой семье. Как успеет в финале убедится его сестра, женщина, новая обитательница дома, уже одержима.

К актерской игре лично я придраться не могу - понимая, что речь идет о японском фильме ужасов, причем именно "нео-кайдане", а значит манера игры и задумывалась несколько специфической. Вы же не будете ругать фильм-оперу за то, что там переигрывают и все время поют? Здесь - тот же случай: даже если вам кажется, что актеры переигрывают, то это не так. Они и должны были играть именно так.

Если вы настроитесь на волну этого фильма, то вы поймете - да, черт дери, он страшный. Хотя метод пугания, по сути, довольно простой. Обычный фильм ужасов строится на саспенсе: мы знаем, что на героя сейчас выпрыгнет чудовище, но не знаем - когда и откуда. Здесь все немного иначе: герой уже столкнулся с чудовищем, они уже видят друг друга - и чудовище уже "прыгнуло", но мы этого еще не видим. Вот этот момент - между тем, как герой повернулся к монстру и тем, как мы увидели, что происходит, Симидзу умеет растягивать как никто другой. И именно поэтому становится страшно. Хотя это не единственный прием. Знаете, какая сцена меня больше всего напугала? Кадр, в котором Тосио первый раз мяукает за спинной ничего не подозревающего Кобаяси.

Если возвращаться к актерам, то обратите внимание на девочку, которая пришка к школе веером искать своего приятеля: это ее сторож заставила подняться в учительскую, потом девочка получила странный звонок... Это - Чияки Курияма, снимавшаяся в "Убить Билла" и "Королевской битве".

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us