Франкенштейн
Frankenstein, 1931
Молодой ученый по фамилии Франкенштейн нашел способ создавать жизнь. Он оживляет создание, собранное им из тел разных людей, создавая, тем самым, новое существо. Вот только результат оказывается неожиданным и трагичным.
Режиссер: Джеймс Уэйл
В ролях: Колин Клайв, Мэй Кларк, Джон Боулс, Борис Карлофф, Эдвард Ван Слоун, Фредерик Керр, Дуайт Фрай, Лайонел Бельмор, Мэрлин Харрис, Тед Биллингс
Хотя критики, кажется, со мной не согласны, но я склонен ставить "Франкенштейна" с Карлоффом ниже, чем снятого в том же, 1931 году "Дракулу" с Бэла Лугоши. При просмотре этой ленты не раз приходит в голову мысль, что он принадлежит другой эпохе, далекой от нас и почти непредставимой. Вступлением служит торжественная речь Ван Слоуна, объясняющего, что поступать как молодой ученый Франкенштейн - нехорошо. В России почему-то принято утверждать, что продюсеры посчитали фильм очень страшным - потому и предпослали ему такое введение. Это не совсем так, они опасались... обвинений в богохульстве, потому и предпочли осудить персонажа, пока не осудили их самих.
Еще смешнее история с указанием автора романа - в титрах стоит "миссис Перси Б. Шелли", то есть писательницу Мэри Шелли именуют по мужу, не считая важным, как зовут ее саму.
В сюжете фильма есть нюансы, которые, на мой взгляд, портят историю. К примеру, мозг, который пересажен чудовищу, оказывается монстром преступника - тем самым, эксперимент Франкенштейна уже нельзя считать "чистым": авторы фильма, тем самым проталкивают идею, что злые наклонности были заложены в чудовище изначально. С другой стороны, первые приступы ярости этого создания были спровоцированы: его дразнил горбун, помощник ученого. Тем не менее, реакцию окружающих сложно назвать справедливой: вместо того, чтобы защитить свое создание от нападок, ученый начинает его третировать. Что интересно, даже это не заставляет существо озлобиться окончательно...
Игра Карлоффа здесь базируется, в основном, на пластике, на особенностях движения - говорить Чудовищу не дали, он только рычит. Возможности мимики тоже ограничены: грим был наложен выдающийся. Не зря же образ, созданный Джеком Пирсом был запатентован и авторские права на него сохранятся за студией до 2026 года. Тем не менее, образ получился довольно впечатляющий, к игре Карлоффа не придерешься.
А вот Эдвард Ван Слоун как-то не впечатлил: отлично сыграв Ван Хельсинга в "Дракуле" в дальнейшем актер с прохладцей работает в рамках примерно того же амплуа и в последующих фильмах ужасов студии "Юниверсал". Но, разумеется, обаяния и шикарного акцента у него не отнять.
Исполнитель роли самого молодого ученого, как мне кажется, стал едва ли не основным источником вдохновения Джеффри Комбса в фильмах серии "Реаниматор": его Герберт Уэст может показаться своего рода мягким шаржем на персонажа Колина Клайва. Образ примерно тот же, временами проскальзывает сходство и в мимике, но Уэст еще более зажат и невозмутим.
Вот от кого я был в восторге, так это от Фредерика Керра в роли старшего барона Франкенштейна: роскошный комический персонаж, здорово скрашивавший мне просмотр.
В целом, фильм не меня особенно впечатления не произвел: он воспринимается, скорее, как памятник эпохе. Сюжет изрядно обкромсали, от философии оригинальной книги остались рожки да ножки. Лучший, из виденных мною пока фильмов о Франкенштейне, это все-таки версия Кеннета Брана с Робертом де Ниро. С другой стороны, удалось ли Роберту переиграть Бориса - вопрос спорный. Хорош и финал фильма, с озверевшей толпой, загоняющей чудовище, которое создал один из них: пожалуй, это одна из самых сильных сцен фильма.