Грех Франкенштейна
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Hammer film, Джеймс Максвелл, Дункан Ламонт, Дэвид Конвил, Дэвид Хатчесон, Кэти Вайлд, Питер Вудторп, Питер Кашинг, Франкенштейн, Фредди Фрэнсис, Ховард Гурни, Шандор Элеш, Энтони Блэкшоу
The Evil of Frankenstein, 1964
Священник, обнаружив нечестивые эксперименты, сгоняет барона Франкенштейна с насиженного места. У ученого не осталось денег на переезд и создание новой лаборатории - и он решает тайком вернуться в родные места, чтобы раздобыть ценности в своем поместье. Вот только родовое гнездо разграблено жадным бургомистром...
Режиссер: Фредди Фрэнсис
В ролях: Питер Кашинг, Питер Вудторп, Дункан Ламонт, Шандор Элеш, Кэти Вайлд, Дэвид Хатчесон, Джеймс Максвелл, Ховард Гурни, Энтони Блэкшоу, Дэвид Конвил
Почему наши переводчики решили обозвать фильм "Грех Франкенштейна" - не представляю. Если не считать мелькнувшего в начале фильма священника - с религиозной тематикой эта картина никак не связана. Впрочем, английское название тоже не слишком осмысленно: "Злом Франкенштейна" назвали фильм, в котором зло творит, по сути, кто угодно - но не пресловутый барон.
Первая часть цикла - "Проклятие Франкенштейна" снималась классической "хаммеровской" командой: сценарист Джимми Сангстер, режиссер Теренс Фишер , в ролях - Питер Кашинг и Кристофер Ли. В его продолжении, "Мести Франкенштейна" пропал Кристофер Ли. Теперь же заменили еще и сценариста с режиссером: Фишер, правда, выбыл из проекта по уважительной причине - он попал в аварию. Как бы то ни было, к третьему фильму серии из ключевых создателей оригинала на своем месте остался только исполнитель главной роли.
Более того: студия решила не мелочиться и заодно уж сделать бедолаге-барону "перезапуск". Барон пересказывает своему помощнику историю создания первого монстра - и она не имеет ничего общего с тем, что мы видели в первом фильме.
Изменилась и стилистика, сама атмосфера фильма: на радостях, что договорились с "Юниверсал" и теперь могут использовать классический грим чудовища, боссы "Хаммер" соорудили монстру лицо "по мотивам" классического облика Бориса Карлоффа в фильме "Франкенштейн" 1931 года. Получилось, на мой вкус, не лучшим образом. Позаимствовали кое-какие сюжетные ходы: барон находит тело своего первого создания вмерзшим в лед - примерно так же, как это произошло в американском "Доме Франкенштейна". Да и сама атмосфера фильма больше напоминает классику "Юниверсал", чем "Хаммер": получился несколько странный фильм - то ли трибьют, то ли римейк. Не зря большинство зрителей считают его худшим в серии.
На что здесь стоит посмотреть, так это на игру Кушинга. Раз уж история барона началась заново, он и создает совершенно иной образ. Этот Франкенштейн постарел, он переживает свои неудачи и почти лишен сил. Временами он просто глупо себя ведет - как, например, в таверне, где он набрасывается на вора-бургомистра. Словом, с ученым-джентльменом, одержимом наукой, каким мы знали его по первым двум картинам - кроме имени, практически ничего общего. Временами этот Франкенштейн способен вызвать сочувствие.
Интересен еще один апект: в этом фильме "Хаммер", похоже, рискнули позаигровать с эротизмом: обнаженки как таковой пока еще нет, но в сцене, где разгневанный барон вламывается к бургомистру - жена последнего щеголяет в неглиже и ест Франкенштейна глазами. Стоит посмотреть, как герой Кушинга, не обращая внимания на дамочку, готовит свой побег и лишь в последний миг, с невозмутимым видом, прощается.
Словом, фильм неплох, но его главная ценность - в игре Питера Кушинга - и в том, что фильм входит в классическую серию фильмов ужасов. Поклонники "Хаммер", вроде меня, разумеется, смотреть будут, но начинать знакомство с хоррорами тех лет с этого фильма - точно не стоит.