Проклятие Франкенштейна
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Hammer film, Валери Гонт, Клод Кингстон, Кристофер Ли, Мелвин Хэйес, Ноэль Худ, Питер Кашинг, Пол Хардмут, Роберт Эркарт, Теренс Фишер, Франкенштейн, Фред Джонсон, Хэйзел Корт
The Curse of Frankenstein, 1957
Виктор Франкенштейн с детства был одержим наукой. Совершив гениальное открытие, научившись возвращать мертвых к жизни, он не остановился на достигнутом. Франкенштейн решил создать живое существо - более сильное, более умное, чем обычный человек...
Режиссер: Теренс Фишер
В ролях: Питер Кашинг, Хэйзел Корт, Роберт Эркарт, Кристофер Ли, Мелвин Хэйес, Валери Гонт, Пол Хардмут, Ноэль Худ, Фред Джонсон, Клод Кингстон
С этого фильма началось много чего: известность Питера Кашинга и Кристофера Ли, сама их дружба, продолжавшаяся всю жизнь, возрождение интереса к фильмам ужасов, в конце концов.
Из-за разборок вокруг авторского права авторы фильма были вынуждены всеми средствами избегать сходства с классической версией "Юниверсал" - в результате сюжет был, по сути, придуман заново, а немногие оставшиеся в фильме мотивы оригинального романа изменились до неузнаваемости. Особенно показательна в этом плане лесная встреча со слепым стариком и ребенком. Самое забавное, что эти изменения пошли фильму на пользу, сделав его менее предсказуемым и более самостоятельным.
Само чудовище осталось немым, но на этом сходство, пожалуй, и заканчивается: грим, к примеру, был придуман с нуля прямо на съемочной площадке. Тем не менее, в каком-то смысле он правдоподобнее: Кристофер Ли здесь и правда похож на мертвеца, пролежавшего неведомо сколько в формалине - и такой облик действительно может вызвать ужас.
Впрочем, главным персонажем фильма стало все-таки не чудовище, а его создатель: по сути, это история одержимости ученого и того, как далеко он способен дойти. Характер героя радикально поменялся: он соблазняет служанку и обходится с ней весьма цинично. Кстати, и с невестой он обходится своеобразно: он платил ее матери содержание еще с тех пор, когда Элизабет была совсем ребенком, да и сам Франкенштейн - не более, чем подростком. И теперь, когда повзрослевшая девушка приехала, чтобы выйти за него замуж - она временами больше смахивает на жертву шантажа, чем на романтическую возлюбленную.
Кстати, обратите внимание на актрису: Хейзел Корт позднее будет играть в фильмах Роджера Кормана по мотивам произведений Эдгара По. А ее героиню в детстве сыграла родная дочь самой актрисы: правда, по воспоминаниям матери, сниматься девочке совершенно не понравилось. Собственно, эта роль и осталась ее единственным появлением на экране.
Возвращаясь к характеру Виктора Франкенштейна - он не останавливается даже перед убийством. Питер Кашинг великолепен в этой роли - и особенно интересно то, что он отступает здесь от холодной маски джентльмена, привычной по последующим фильмам: в прологе и эпилоге мы видим героя небритым, сломленным, в истерике. Да и в течении фильма он демонстрирует довольно широкую гамму эмоций. Уже через год, в легендарном "Дракуле" его Ван Хельсинг будет вести себя гораздо сдержанней. Впрочем, под внешней холодностью эмоции его персонажей будут ощутимы ничуть не хуже.
Словом, мы имеем дело с подлинной классикой жанра: роскошный, увлекательный, изысканно снятый и сыгранный фильм. Правда, его вряд ли можно всерьез рассматривать как экранизацию романа Шелли - это самостоятельное произведение по очень отдаленным мотивам. Кристофер Ли тоже исключительно хорош: ему не позволили даже рычать, всю свою роль он строил на взглядах и пластике. Его чудовище даже двигается не так, как монстр из классических фильмов: он скорее напоминает ожившего мертвеца, зомби. А в некоторых сценах и вовсе заставляет вспомнить Носферату из классического немого фильма.И да, имейте в виду: не смотря на саму тему, особого натурализма ждать не приходиться, от кровавых подробностей зрителя избавили. Более того, была удалена целая сцена, в которой нам показывали головы, лежащие в кислоте.