Дьявол в монастыре
Le diable au couvent, 1899
Дьявол появляется в монастыре и притворяется священником. Он даже читает проповедь, но его натура быстро раскрывается - и нечистый пытается установить свои порядки.
Режиссер и исполнитель главной роли: Жорж Мельес
Продолжается цикл обзоров "Хронология ужасов" - и снова мы обсуждаем фильм Жоржа Мельеса. Сейчас уже сложно сказать: может он снимал подобное кино чаще, чем его коллеги тех времен - в конце концов, мистическая тема как нельзя лучше подходила к трюковой природе его искусства. А может дело просто в том, что его фильмов сохранилось больше... Как бы то ни было.
Если сравнивать с другими работами Мельеса, о которых мы уже говорили, то стилистика осталась неизменной. Неподвижная камера, словно притворившись глазом зрителя, сидящего в одном из первых рядов, фиксирует происходящее на "сцене". А там показывают целый каскад трюков и фокусов: вещи и живые существа появляются, исчезают, меняются. Разница с теми работами, которые мы уже видели, по большому счету, одна: на этот раз на экране гораздо больше всего: больше персонажей, больше событий, сложнее декорации.... И так далее.
Интереснее обсудить этот фильм с точки зрения фильма ужасов: здесь можно обнаружить немало мотивов и приемов нарождающегося жанра.
Как-никак, дьявол здесь пробирается в церковь... Более того, он наводит там свои порядки - хотя, с христианской точки зрения, власти у него там нет и быть не может. Примерно первые две трети фильма и вовсе можно расценить, с этой точки зрения, как "сатанинские"... Только гораздо позже, и то в литературе, становится расхожим мотив власти не символов, а веры человека: помните, у Стивена Кинга в его романе "Участь Салема". Там вампир говорит священнику, что важен не крест как таковой, а вера его обладателя. Этот, довольно серьезный, мотив можно, при желании прочувствовать и в трюковой безделушке Мельеса. Позднее, правда, появляются священники, ангелы и прочие "светлые силы" и Дьявол все-таки побежден. Ну, еще бы: кому хочется обвинения в богохульстве, да еще в те годы?
Словом, довольно любопытный фильм - как с точки зрения исполнения, так и для истории жанра. Но, если честно, суеты в кадре иногда многовато: "У человека несколько голов" произвел на меня большее впечатление - именно в силу большей сдержанности, почти аскетичности происходящего в кадре.