Филип Дик - Человек в высоком замке / Philip Dick - The Man in the High Castle
Германия и Япония выиграли вторую мировую войну, и теперь перекраивают мир по своему желанию: германцы превратили Африку в пустыню, заселили славянские земли немецкими фермерами, разрабатывают космическую программу – и, по-прежнему, преследуют евреев. Японцы оказались разумнее: они, конечно, требуют от представителей покоренных наций почтения, но не занимаются геноцидом.… Более того, они собирают предметы довоенной американской культуры – будь то кольты иди джазовые записи. А сами американцы переняли у них манеру гадать по Книге Перемен. И где-то в этом мире есть писатель, написавший роман "Из дыма вышла саранча..." - о мире, где Япония и Германия проиграли.
Возможно, это лучший роман Филипа Дика – на мой взгляд, превосходящий в том числе и «Мечтают ли роботы об электроовцах» (первоисточник «Бегущего по лезвию бритвы»). В первую очередь потому, что мир здесь прописан гораздо более тщательно, интересно и полифонично. По сути, у этого романа нет сюжета, есть только несколько сюжетных линий, которые пересекаются между собой: бывший мастер по изготовлению поддельных предметов американской старины открывает в себе способность стать творцом – возможно, первым в американской послевоенной культуре. И он постоянно вспоминает о своей бывшей жене…. А она, в свою очередь, едет с новым любовником на встречу с автором пресловутого романа о проигравших Японии и Германии. И, кстати, тоже иногда вспоминает бывшего мужа. Вот на таких связях и держится этот роман, причем чем ближе к финалу, тем плотнее становится паутина этих связей, для самих героев не всегда очевидных.
Дик, полагаю, не был бы Диком, если бы не затеял в романе игр с реальностью: следите за руками... Первая реальность - та, в которой живут герои романа (Германия и Япония победили), вторая - описанная в романе "Из дыма вышла саранча...", где Япония и Германия проиграли. Но это не наш мир, есть некоторые отличия. В третью реальность не надолго попадает один из героев романа в видении - и это, возможно, наш с вами мир.
Интересен, впрочем, другой вопрос: с чего, вдруг, американский писатель в 1962 году выпускает книгу о подобном тоталитарном обществе? Да, ненависть к фашизму в романе чувствуется, но почему? Лично у меня есть только одно предположение - возможно, на Дика повлиял маккартизм, охота на ведьм коммунистов, развязанная в начале 50-х годов прошлого века. Тем паче, что Дик и сам был под колпаком, за свои связи с "красными". Так что имеет смысл прочесть ее даже не как книгу об альтернативном взгляде на немецкий фашизм, а о тоталитаризме как таковом. Как кто-то мудро пошутил: "Бесполезно кричать, что фашизм - не пройдет. Он уже здесь".
А самое главное, что в этой книге звучит надежда: тоталитарное общество, подобное описанному в романе просто не может существовать, так как это противно природе. Не зря же в романе четко показано, что этот мир стоит на пороге нового военного конфликта - на этот раз среди бывших союзников. И, с другой стороны, даже в этом обществе пробиваются хрупкие ростки нового - то американское искусство, которое герои начинают создавать взамен подделок, которое кормили их всю жизнь.
Интересно еще одно: когда автор "Саранчи" узнает правду о собственном произведении и его потаенном смысле - он не в силах ей поверить. И это правда - в настоящем произведении искусства всегда содержится больше, чем закладывал автор.
OZON.ru - Книги | Человек в Высоком замке | Филип К. Дик | The Man in the High Castle | Миры Филипа Дика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-699-39976-5 |