Волк с Уолл-стрит
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Джон Бернтал, Джона Хилл, Жан Дюжарден, Кайл Чандлер, Кристин Милиоти, Леонардо ДиКаприо, Марго Робби, Мартин Скорсезе, Мэттью МакКонахи, П. Дж. Бирн, Роб Райнер
The Wolf of Wall Street, 2013
Биржевой брокер нашел золотую жилу: он талантливо впаривает дешевые акции, на которых можно хорошо нагреть руки. Настолько хорошо, что через какое-то время, он начинает зарабатывать неприлично много и берется за все более серьезные дела. Настолько серьезные, что за него, в свою очередь, берется ФБР...
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Джона Хилл, Марго Робби, Кайл Чандлер, Роб Райнер, П. Дж. Бирн, Джон Бернтал, Кристин Милиоти, Жан Дюжарден, Мэттью МакКонахи
Я люблю и Скорсезе, и ДиКаприо, но раньше их совместное творчество особо не впечатляло. "Авиатор" забылся едва ли не через пару дней после просмотра, "Отступники" ни на какое сравнение с оригиналом не тянут. Но "Волк..." меня переубедил: есть еще порох в пороховницах.
Об этом фильме уже столько всего сказано, что и добавить-то особо нечего, так что отмечу просто несколько моментов.
Во-первых, ритм и саму атмосферу картины. Повествование фонтанирует такой энергией, что позавидует любой молодой режиссер. В отдельные моменты фильма и вовсе вспоминается покойный Хантер Томпсон с яростной, напористой и безумно смешной прозой "Страха и ненависти в Лас-Вегасе". Парадокс в том, что именно Марти, экранизируя совершенно другие мемуары, создал кино-аналог Томпсона - а вовсе не ударившийся в излишний психодел Гиллиам. Лично меня "Волк" Скорсезе как захватил с самого начала - так больше и не отпускал.
Во-вторых, хочется отметить некоторую идеологическую странность фильма. Дело в том, что из него совершенно не следует, что герой вообще был аферистом. Единственное, что о нем понятно: он начал с того, что впаривал людям акции, которые заведомо не принесут прибыли. То есть - умел торговаться, вешать лапшу на уши. Глухо упоминалось, что были и еще какие-то махинации, но какие именно - непонятно. В результате, возникает странное ощущение: успешного бизнесмена сажают непонятно за что. Как-никак, лапшу на уши клиентов вешают они все, поголовно - ну, может, в меньших масштабах.
Причем, концовка фильма явно показывает: хотя государство и выступило против нашего героя - он все равно выстоял. Выйдя из тюрьмы он ведет курсы, на которых учит людей торговать... И, судя по всему, вполне успешные курсы. То есть, есть в фильме некоторое ощущение того, что Скорсезе героем отчасти любуется - и даже слегка приукрашивает. С другой стороны, это ощущение может возникать просто потому, что риторики, морализаторства в фильме нет. Совсем. Все выводы предлагается делать зрителю: а, по нашим временам, это довольно необычно.
И еще одна техническая особенность, которая меня покорила: стоит пересмотреть фильм хотя бы ради того, чтобы оценить во всех нюансах виртуозность использования закадровой речи. Как правило, если к ней обильно прибегают, то это признак драматургической слабости, но "Волк с Уолл-стрит" - не тот случай. Мы слышим закадровый монолог героя, он обращается к нам прямо с экрана, пока рассказывает историю, мы, наконец, слышим мысли героев, которые ведут на наших глазах диалог... И все эти типы закадровой речи постоянно тасуются, становясь еще одни способом организации как ритма, так и атмосферы.
Что еще подкупает, так это маленькие киноманские детали, тут и там рассыпанные по фильму. В сцене наркотического опьянения своего героя, Леонардо явно вспомнил раннюю роль в "Что гложет Гилберта Грейпа" - но тут я не уверен, что перекличка была намеренной. Но вот во время шторма - "Титаник" просто не может не вспомнится...
Словом, для меня это оказалась крайне приятная неожиданность. Пожалуй, этот фильм Скорсезе я буду пересматривать - что я могу сказать о далеко не всех его работах...