]]>
]]>

Possession, 1981

Вернувшись домой после долгого отсутствия, муж выясняет, что жена завела любовника - да и вообще ее поведение изменилось. Но все оказывается гораздо страшнее обычной интрижки.

Режиссер: Анджей Жулавски

В ролях: Изабель Аджани, Сэм Нил, Маргит Карстенсен, Хайнц Беннент, Йоханна Хофер, Шон Лоутон

Если говорить коротко, то это один худших фильмов, которые я видел за очень долгое время - если мы договоримся считать российское кино вне конкурса, то у "Одержимой" - превосходные шансы закрепиться в топе худших фильмов всех времен и народов.

По сути, в этой киноленте самой по себе даже обсуждать особо-то нечего, но это отличный пример всего, за что нормальные зрители ненавидят кино интеллектуальное, авторское или как там его еще можно назвать.

Во-первых, кино это все-таки история - которую нам показывают вместо того, чтобы рассказывать, но общие принципы от этого не меняются. Они просты: кто, что, зачем и почему? На все эти вопросы и должна отвечать хорошо рассказанная история. Здесь же режиссер цинично плюет на любой из этих вопросов. Простой пример: кем, собственно, работает главный герой, почему его подолгу нет дома? Для сюжета это довольно важно, но Жулавски интересует совсем другие вещи, перпендикулярные нормальному рассказу.

Во-вторых, нормальные люди так себя не ведут. Возможно, действие происходит в городе, где обитают исключительно клинические сумасшедшие - но тогда зрителя стоило бы предупредить. Мать рассказывает как обнаружила труп сына.

- Вы заявили в полицию? - спрашивают ее.

- Зачем? Ведь там было только тело, а не его душа.

Ну да, точно - именно так матери обычно и реагируют. Какой тонкий психологизм...

Что касается актерской игры: лично я ее нахожу попросту скучной. Да, Аджани и Нил убедительно пучат глазки и громко, душераздирающе орут при каждом удобном случае - то есть, опять-таки, если они играли психов, то несите охапки "Оскаров". Поймите меня правильно: вина  в данном случае, как мне показалось, на режиссере - актеры справились с поставленными задачами, вот только сами задачи были вымороченным бредом. Критики со мной наверняка не согласятся: с их точки зрения истошные вопли и перекошенные физиономии - это отличная игра. Я предпочитаю игру Шварценеггера: молча посмотрел - и все все поняли. Аджани можете восхищаться сколько угодно, но в хваленая сцена в метро, где у ее героини такой "выразительный" припадок - пример ужасной актерской игры. Мои друзья-металлисты точно так же двигаются на концертах - без всякой одержимости бесами. Разве что пена изо рта не идет.

Главная проблема фильма, на мой взгляд, в том, что он построен вокруг метафоры и полностью этой метафоре подчинен. То есть, вы можете заявить, что Жулавски рассказывал глубоко философскую притчу и каждая деталь в ней со страшной силой что-то символизирует, но... КТО? ЧТО? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? Хорошая история может содержать в себе метафору, но не должна быть ей поглощена. Если уж сравнивать с другими фильмами ужасов, а номинально "Одержимую" относят к таковым, то вспомните "Общество" Брайна Юзны. Там тоже есть метафора и довольно очевидная: внешне благопристойное светское общество оказывается, на самом деле, чудовищами. Но, прежде всего, это неплохая, ясно изложенная история. Запросто можно сказать, что во "Властелине колец" само Кольцо это метафора власти, но нам не этим интересен роман Толкина.

И еще одна проблема "Одержимой": в этом фильме - очень плохо прописана драма. Настоящая драма это история героя в сложных - а то и трагических или даже невыносимых обстоятельствах. Но героя здесь нет ни одного - только персонажи: никто из них не вызывает сочувствия. Котенок, который боится спуститься с дерева - это драма, вызывающая сочувствие. Гитлер, который собрался стреляться - сопереживания не вызывает. Как и герои Жулавски.

Словом, пропустив этот фильм - вы спасете два бесценных часа своей жизни от болезненного бреда режиссера с явными мазохистскими комплексами. Правда, кое-какие достоинства у картины все же есть: это отличная операторская работа, безумно молодой Сэм Нил, уже тогда умевший играть, чудовище, которое сделал великий Карло Римбальди... Ну и пара сцен с обнаженкой - довольно щедро раздевали Аджани, если вам она интересна.

Впрочем, была на сайте ранее опубликована и рецензия другого автора, с другим мнением. Можете прочесть здесь.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us