Дж. К. Роулинг - Гарри Поттер и Тайная Комната

28 марта 2020 г.Просмотров: 952RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

J.K. Rowling - Harry Potter and the Chamber of Secrets

J.K. Rowling - Harry Potter and the Chamber of Secrets

Гарри Поттеру пытается помешать вернуться в Хогвартс... домовой. Якобы - из заботы о самом маленьком волшебнике. Тем не менее, мальчик вернулся в школу чародейства - открыта некая Тайная Комната, на учеников нападают, обращая их в камень...

С одной стороны, Роулинг явно использует ту же схему, что и в первой книге: Гарри едет в Хогвартс, начинается учебный год, на фоне школьной жизни возникают непонятные заморочки, которые становятся все опаснее - и, наконец, Гарри попадает в подземелье, где сталкивается лицом к лицу с источником неприятностей... Кто бы это мог быть, да? С другой стороны, от обвинений в полном плагиате ее спасает умение насытить происходящее яркими деталями и сценами. Ну, к примеру, в обоих случаях Гарри мешают поехать в Хогвартс (в первой книге - паникующие Дурсли, во второй - колдующий Добби): функционально эпизоды схожи, но их наполнение достаточно разное, чтобы это не бросалось в глаза.

Более того, Роулинг, как и раньше, откровенно подстраивает нужные ей сюжетные ходы, отчего снова возникает слегка зловещий эффект. Преподаватели на всем протяжении книги ведут себя, казалось бы, совершенно пассивно: ну, разве что устраивают комендантский час и мандрагору выращивают. Со всеми возникающими проблемами вынуждены разбираться дети, а точнее, разумеется, Гарри и компания - ну, им не привыкать. Но, тем не менее, во время финальной разборки роль самих ребят оказывается сравнительно невелика: просто все нужные элементы сходятся в одной точке - феникс, выполняющий большую частью работы, меч, который просто направить надо было... При этом, Дамблдор, судя по его поведению в финале, в очередной раз представлял, в той или иной степени, что происходит, а то и вообще манипулировал происходящим. Понятно, что Роулинг просто подстраивает все происходящее под нужные сюжетные ходы: если Рон ломает палочку, то не только для того, чтобы обеспечить комический эффект - но и чтобы в нужный момент "неожиданно" выручить героев. Для читателя-подростка все это прокатывает, но взрослый взгляд вычитывает между строк несколько параноидальную картину мира. Либо все взрослые в этой книги - полные психи и разгильдяи, либо главными героями откровенно манипулируют в своих целях, которые, по сути, остаются неизвестными.

Подстраиваются не только сюжетные ходы, но и "правила игры" как таковые: к примеру, из Распределительной Шляпы Гарри умудряется вытащить меч Гриффиндора - причем, как выясняется Дамблдор знал о ее "складских возможностях". Возникает вопрос: а что тогда могли вытащить выпускники других факультетов, по Лорда Вольдедеморта включительно? Ответа, разумеется, нет - как и ответа на вопрос "а где Гарри научился махать острыми железками".

Тем не менее, ко второй книге уже понимаешь, что все вышеперечисленное - не недостатки книги как таковые, а особенности стиля Роулинг, как писательницы. Благо, читается роман отлично, в нем есть превосходные, изобретательные сцены (частенько, правда, не лишенные натяжек), интересные идеи, расширяющие сам мир вокруг персонажей. Ну, к примеру, фигура Добби - он, как я уже писал выше, замещает Дурслей в роли "препятствия к поездке Хогвартс", попутно обеспечивая схожий комический эффект. И да, его появление - одна из самых ярких сцен в начале книги, но... Во-первых, колдует в доме таки домовой, но претензии выкатывают Гарри: надзорные органы способны засечь магию, но не ее автора? Магия домового, который колдует сам по себе, никак не отличается от магии мальчугана, который, теоретически, должен использовать волшебную палочку? По мне, так это сюжетная дырка, но у Роулинг подобные - сплошь и рядом. Зато Добби позволяет ввести и еще одну важную для Роулинг тему: угнетение и унижение определенных групп населения. Позднее добавится еще и тема "грязнокровок", для пущей актуальности - но, надо заметить, здесь это не раздражает, лишь добавляет описанию волшебного мира еще немного мрачноватых красок. Насколько я помню, с каждой книгой они будут лишь сгущаться.

Далее нас ждет сцена поездки в Хогвартс - с закрытым барьером, полетом на машине, дракой с деревом. Отличный кусок романа, настолько живо и увлекательно выписанный, что не замечаешь очередную дырку: как получилось, что родители Рона не обратили внимание на то, что парочки детей рядом нет? Почему они не вернулись за ними тут же, а предоставили ребятам выкручиваться самим?

В дальнейшем течении событий я хотел бы отметить две вещи. Во-первых, пресловутый Златопуст Локонс, конечно, персонаж яркий, но ему уделяется слишком много внимания: в общем-то, читатель уже понял, что этот "профессор" - пустозвон и неумеха, но Роулинг продолжает разжевывать этот мотив. С другой стороны, сценки с ним хотя бы забавны, в отличие от заунывных эпизодов с квиддичем. Ну и во-вторых - в романе есть шикарная глава, напрочь пропавшая из фильма - празднование Дня Смерти Почти Безголового Ника. Уморительно-мрачноватая, переполненная черным юмором и этаким "бёртоновским" колоритом - но именно поэтому, полагаю, ее и не стали экранизировать: для детского фильма был бы, все же, перебор.

Ну и финальный "вот это поворотом" досататочно хорош, чтобы я при первом чтении книги много лет назад, не уделил должного внимания другому аспекту развязки: Роулинг начинает тщательно выстраивать параллели между Гарри Поттером и Темным Лордом. Любопытно будет повнимательнее проследить развитие этой линии в дальнейшем. С другой стороны, недостатки есть и в этой части книги: во-первых, суета вокруг василиска мне показалась не особо увлекательной, а во-вторых финальная глава с ее подведением итогов и вовсе читалась через силу - сюжетное напряжение уже спало, но "послесловие" все длилось и длилось.

В целом - отличная вышла книга, с кучей ярких, запоминающихся сцен (Гермиона и оборотное зелье - это просто прелесть). Да, не без дырок и натяжек, но Роулинг это прощаешь, потому что, как я люблю говорить, "любим мы ее не за это".

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us