Дж. К. Роулинг - Гарри Поттер и философский камень

11 февраля 2020 г.Просмотров: 1178RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

J.K. Rowling - Harry Potter and the Philosopher's Stone

Джоан Роулинг - Гарри Поттер и философский камень

Гарри Поттер, знаменитость волшебного мира, "Мальчик, который выжил", прожил большую часть своей жизни у не особо любящих родственников, ничего не зная о магии и своем происхождении. Пока не получил приглашение в школу волшебства - где его ждали новые друзья и опасные приключения.

Понятно, что пересказ сюжета, в данном случае, дань традиции: я еще поверю в существование людей, не читавших книги, со скрипом - в тех, кто не смотрел фильм... Но поверить в тех, кто хотя бы в общих чертах не знает, о чем эта история - лично я не могу. Джоан Роулинг, наверное, один из самых успешных писателей нашего времени, а ее самый знаменитый цикл задал стандарт для бесконечных вариаций на тему.

Как бы то ни было, саму книгу я целиком не перечитывал почти пару десятков лет, но вернулся к ней с большим удовольствием. Самое забавное, что мое ощущение от книги почти не изменилось: там, где она следует канонам английской литературной сказки - книга великолепна, причем настолько, что немалое количество ее недостатков замечаешь не сразу.

По сути, после прочтения остаются несколько "опорных точек", сцен, которые запоминаются намертво - и все остальное. Причем, самое забавное, что сильнее всего запоминается как раз не сюжетная основа, а то, что ее дополняет.

Главное, что цепляет в книге - это ее начало и по своей атмосфере это как раз и есть типичная английская сказка: от противопоставления ликующих волшебников - дяде Вернону, через сцену на улице и до появления волшебных писем... Все это крайне напоминает ту же "Мэри Поппинс" - сходство чуешь даже на уровне стиля, построения фраз, хотя, лично я не рискну ткнуть пальцем в конкретные примеры. Дальше начинается не менее красочный кусок с Хагридом и Гарри, закупающимися к учебному году - и это уже, пожалуй, свое, это мир Роулинг, с которым нас знакомят, незаметно для глаза забрасывая сюжетные крючки и готовя почву для финального "вот это поворота". С ним, кстати, вышло забавно: развязка с разоблачением злодея аккуратно следует еще одной английской традиции - детективной. И дело даже не в сравнительно долгом объяснении что, как и зачем делал злодей, а в самом этом сюжетном ходе: есть очевидный кандидат в злодеи, на которого указывают все "улики" и настоящий злодей, внешне беспомощный и безобидный, на которого "никто не подумал бы".

Очень хорош и кусок в поезде, представляющий будущую "команду Гарри" и к этому моменту мы, незаметно для себя окончательно ушли в другой мир, "Мэри Поппинс" не напоминающий. Традиция английской литературной сказки, впрочем, все равно будет в нем ощутима - сцены в Запретном Лесу чем-то напоминают "Нарнию": самим ощущением "перехода в иной мир", наверное.

Причем - и это одновременно и сила, и слабость "поттерианы" - этот мир ощущается как "иной" даже относительно Хогвартса. И впервые с ним столкнувшись, ощутив этот привкус другого, притягательного, но опасного мира, ты "подсаживаешься", тебе становится интересно больше узнать об этой части авторской вселенной - но не тут-то было. В дальнейшем этим мотивы так и останутся не разработанными, насколько я помню. Вообще, уже в первой книге заметно, что Роулинг крепко строит историю, хорошо "развешивает ружья" (вспомните сквозной мотив шахмат, например), но напрочь не желает прописывать - и, кажется, даже продумывать свой мир. Волшебники никак не пересекаются с миром обычных людей, что не мешает Гермионе и Гарри получить приглашения - представляете, насколько сложные параллельные структуры нужны для функционирования даже одного "Хогварст Экспресса"? Принципы работы магии не понятны: сказал заклинание, махнут палочкой - готово. Но каким образом? А если это сделает обычный человек? А как и почему заклинание может не сработать даже у волшебника? А что с силой волшебников относительно друг друга? К примеру, Малфой - потомственный волшебник, скорее всего, получавший подготовку и до учебы, но в книге за ним особых успехов не числится. А Гермиона, "почитавшая учебники после покупки" - отличница и задавака, которой дается все. И даже Гарри, впервые сев на метлу, показывает такой "класс", что тут же становится членом спортивной команды и "самым молодым ловцом в истории". Как это все работает - из книги совершенно не понятно, но Роулинг это до поры до времени прощаешь, потому что цепляет она не продуманной картиной мира, а совершенно иными вещами: прежде всего, атмосферой, из-за которой прощаешь не то, что пробелы в описании мира, но и прямые сбои логики происходящего.

К примеру, ученикам запрещено ходить по коридорам их школы по ночам (Почему, кстати? Чем это опасно?), но в наказание за этот проступок их отправляют... разбираться с опасной ситуацией в Запретный Лес, куда детям ходить запрещено в принципе, да еще и в компании школьного сотрудника, которому, вроде как, колдовать нельзя. Понятно, что эта сцена нужна для продвижения сюжета (столкновение Гарри со зловещей фигурой, пьющей кровь единорога), но логика в этой сцене не просто погулять вышла, над ней надругались с особым цинизмом.

Вообще, перечитывая книгу сейчас, замечаешь, что детьми в этой школе явно манипулируют: начиная от простейших уровней, вроде соперничества между факультетами (это вполне можно себе представить и в обычной школе) и заканчивая сюжетными ходами вроде плаща невидимости, который тихонько подсовывают Гарри в нужный момент. Возникает даже ощущение, что внешний сюжет книги это еще не все, и дети - просто пешки в некоей закулисной борьбе, которыми взрослые цинично "играют", как теми самими пешками в волшебных шахматах. И, соответственно, начинает казаться, что Хогвартс может быть гораздо более зловещим, чем это принято считать.

Это ощущение только усиливается во время "благостного" финала, когда Дамблдор объясняет, что Гарри действительно манипулировали и ему "подыгрывали" - с плащом, зеркалом и так далее, подсовывая ему то, что нужно для победы над Вольдемортом в случае их столкновения. И тут, для взрослого читателя, возникает забавная "сшибка мозгов": возникает законный вопрос - а почему взрослые и могучие маги не действовали открыто, не объяснили Гарри, что происходит? И, с одной стороны, понимаешь, что все это нужно было именно для продвижения сюжета, для создания истории взросления: персонаж должен сам полезть в опасные ситуации, сам нарваться на приключения, а не быть любимчиком больших дядек, которые вертят им как хотят в своем конфликте. С другой стороны, понимаешь ты и то, что в результате и сам этот уютный мирок Хогвартса и населяющие его маги становятся довольно зловещими и обманчивыми. Даже в самом финале возникает откровенно двусмысленная: когда перечисляют заработанные факультетами очки. Мало того, что на всем протяжении книги, четких правил их начисления нет, учителя явно назначают и снимают их по воле своей левой пятки - так еще и к итоговым суммам в последний момент демонстративно добавляется нужное количество очков для победы "кого надо". Причем, как мне кажется, Роулинг не задумывала такого "неявного разоблачения", подобные литературные игры - не ее уровень, на мой взгляд: тут, скорее, дело в том, что та же сцена с очками эмоционально срабатывает в нужную сторону, чтобы не говорила логика. Но, по мере развития рассказа, в книге возникают смысловые пласты, автором, возможно, не предусмотренные.

Тем не менее, есть в этом сказочном романе какая-то цепляющая искренность, благодаря чему ты проникаешься этим миром, не смотря на то, что он противоречив и не прописан. Есть сцены, которые запоминаются и затрагивают душу даже при неоднократном перечитывании: обвал из писем, Хагрид, "курощающий" Дурслей, кентавры в Запретном Лесу... В этой книге определенно есть своя доля магии - но посмотрим, получится ли ее ощутить при перечитывании следующих.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us