]]>
]]>

Suspiria, 1977

Американка приезжает в престижную балетную школу в Фрайберге (Германия), но оказывается в центре мистических и зловещих событиях. В самый день ее прибытия, отчисленная ученица скандалит в школе, а потом убегает через лес. И в тот же день она погибнет, но ее смерть будет далеко не последней... 

Режиссер: Дарио Ардженто

В ролях: Джессика Харпер, Стефания Казини, Алида Валли, Джоан Беннетт, Удо Кир

Обзор этого фильма я писал для вебзина "Даркер", там и предлагаю его прочитать: в нем сказано все, что я хотел сказать непосредственно о фильме. Здесь же я хочу поговорить, скорее, об обстоятельствах его создания, источниках вдохновения и тому подобных киноманских деталях. И, разумеется, дальше будут встречаться непуганные стада СПОЙЛЕРОВ. 

Отечественная версия Википедии, не моргнув даже глазом, утверждает, что сюжет фильма навеян диснеевской "Белоснежкой", но это не совсем так. Классический мультфильм, по мнению исследователей, послужил источником вдохновения для цветовой палитры фильма, которая, во многом, основана на основных цветах (красный, синий, зеленый) и их взаимодействии. И действительно: во многих кадрах освещение выглядит откровенно не правдоподобно, источник света непонятен и цвет ложиться так, как, вроде бы, и не должен. Но все это - результат продуманных и упорных действий режиссера и оператора, призванных создать крайне специфическую атмосферу. Впрочем, на мой взгляд, при просмотре становится очевиден еще один источник вдохновения всей этой цветовой вакханалии: фильмы Марио Бава, разумеется.  Для фильма все это более чем важно: не зря же, среди поклонников "Суспирии" ведутся давние споры о том, какое издание фильма на домашнем видео демонстрирует "правильные" цвета - и была даже предпринята фанатская попытка сделать покадровую и точную реставрацию фильма. 

Так же нельзя не отметить и влияние немецкого экспресионизма: в частности, в манере строить ломанные, сложные линии из декораций и играть с пространством. В некоторых сценах, там, где это требуется режиссеру, оно становится более чем ломанным: коридор выглядит длиннее, чем казалось на предыдущих кадрах, здания поднимаются под крайне необычными углами. Иногда актеров намеренно снимают с таких углов, что они кажутся карликами на фоне циклопических строений - не смотря на то, что парой кадров ранее мы видели вполне обычного размера дома. 

Что касается источников вдохновения для сюжета, то их два. Во-первых, это рассказ Дарьи Николоди, жены Ардженто и соавтора сценария этого фильма. По ее словам, ее бабушка в свое время сбежала из немецкой музыкальной академии, обнаружив, что и преподавательницы и ученицы практикуют ведьмовство. Сцена с невидимой ведьмой, которая встретилась героине, была навеяна сном Николоди. В нем фигурировала еще и пантера, которая взрывалась, но в фильме решили этого не показывать.

И, во-вторых, источником являлся сборник эссе Томаса де Куинси "Suspiria de Profundis", который включал в себя произведение под названием "Левана и Богородицы Скорби". На русском языке оно вполне доступно, ознакомиться с ним несложно. Оттуда режиссер позаимствовал саму идею Трех Матерей и, в частности, Mater Suspiriorum — Богородицы Вздохов. В русскоязычной традиции, говоря об этой трилогии Ардженто, принято переводить Mater дословно, как "Мать", но в европейской мистической традиции этим словом зачастую обозначали именно Богородицу. И у де Куинси это слово явно употребляется именно в этом смысле. Любопытно, что в эссе, эти три Матери - ни в коем случае не отрицательные персонажи, как у Ардженто. Де Куинси пишет:

"Эти девы, — пробормотал я, глядя на посланниц, с которыми Левана тихо переговаривалась, — воплощения Скорби; их три — как оно и должно быть: три Грации наделяют земную жизнь красотой; три Парки вплетают в темную материю человеческой жизни, тканную на мистическом станке, нити почти сплошь тускло-серые, лишь изредка расцвечивая их багрянцем гнева и черным крепом траура; три Фурии являются с того света мстить за тяжкие злодейства, совершенные на этом свете; некогда даже Муз насчитывалось всего три — они настраивали арфу, трубу и лютню для взволнованных мелодий, создаваемых человеком. Эти три девы — девы Скорби, и мне знакомы все три". 

Сама Богородица Вздохов, интересующая нас на данный момент, описывается так: "Она смиренна вплоть до полного самоотречения. Она преисполнена покорности, свойственной отчаявшимся. Если она и ропщет глухо, то только во сне. Если шепчет — то в сумерках, наедине с собой". 

Как видим, Ардженто весьма творчески подошел к этому образу: очевидно, эссе английского классика было только толчком для воображения режиссера, который создал в результате нечто вроде собственной мифологии. Впрочем, в самой "Суспирии" еще нет никакого разговора о Матерях и их тайнах - это понятие будет введено в следующем фильме цикла, "Преисподней". 

Что касается актеров, то во-первых, в нем снималась Джоан Беннетт, звезда "Мрачных теней" - причем это был последний фильм в ее карьере, после этого она снималась только на телевидении. Впрочем, считается, что Ардженто выбрал ее из-за того, что актриса ассоциировалась с Фрицем Лангом, большим поклонником которого был Дарио. Ланг даже основал совместно с Беннетт производственную компанию. 

Ну и, наконец, отмечу, что в фильме хватает традиционных для Ардженто "торговых марок", вроде рук в перчатках, которые убивают персонажей или жертв убийства, которые выпадают в окно. Так же есть и пара камео: отражение лица Ардженто можно заметить на стекле такси, а Дарья Николоди проходит мимо главной героини в аэропорту. 

Честно сказать, фильм - классика жанра и классика Ардженто, но это картина из тех, которые пересматривать интереснее, чем смотреть впервые. В ней слишком много непривычного, обескураживающего - и, при этом, очень много деталей, которые хочется смаковать, уже не отвлекаясь на небрежно прописанный сюжет. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2