Стиг Ларссон - Девушка, которая играла с огнем

10 июля 2012 г.Просмотров: 2777RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки:
]]>
]]>

Стиг Ларссон - Девушка, которая играла с огнем

В журнале "Миллениум" готовится новая взрывоопасная публикация: о трафике секс-рабынь из территории бывшего СССР. Ее автор, сторонний журналист, предложил "Миллениуму" не только статью, но и целую книгу. Неожиданно его убивают - вместе с женой, которая работала над диссертацией по той же теме - и главным подозреваемым оказывается... Лисбет Саландер.

Вторая книга получилась, пожалуй, насыщеннее событиями, чем первая - но тем заметнее стал творческий метод автора, до безобразия напоминающий... детективы Дарьи Донцовой. В центре романов Дарьи - потрясающе умная женщина, детектив-любитель, которая то и дело оказывается впереди полиции в своих расследованиях, а потом еще и пишет чистую правду. Главный герой Ларссона: гениальный, всеми, кроме преступников уважаемый журналист, который - какое совпадение! - постоянно опережает полицию в расследовании, а потом пишет в своих статьях чистую правду.

Причем, способ ведения расследования тоже подозрительно похож: героини Дарьи частенько умудрялись подслушать ключевые факты под окном, пока нечего не подозревающие люди треплются о всех деталях - страниц на пять-десять как минимум. Наш гениальный Микаэль шел себе мимо, смотрит - Лисбет бьют, между делом в его руки попадают ключи от квартиры девушки, где лежат даже не деньги, а ключевые для расследования улики. Причем - вот уж и правда проявление гениальности - даже эти ключи герои так и не умудрился толком рассмотреть до финальных страниц. Зато потом уж моментально все вычислил и всех спас. Любители фантастики таких вот персонажей, которых автор со страшной силой одаривает всем, чем только можно, называют Мэри Сью - и главный герой прославленного модностью и глубиной Стига Ларссона - типичнейший пример такого героя. Причем, как известно, герои такого типа - идеализированное "я" самого автора, что и объясняет главную непонятку книги: большинство отзывов исходит восторгами по адресу Лисбет, в названии книги тоже вынесена "девушка" - и тем не менее, эта героиня, по сути, появляется в начале и в конце книги. Во все остальное время - весь вечер на арене гениальный журналист.

Впрочем, Лисбет у нас гениальный хакер: она написала программу, незаметно копирующую содержание чужих компьютеров и теперь распихивает ее везде, где только можно. И вот эта парочка гениев встречает новую порцию СТРАШНЫХ ПРОТИВНИКОВ.

Если бы автор книги был открытым сторонником масскульта, то врагами героев оказались бы персонажи комиксов, но нет - он у нас был глубокий мыслитель левого толка. А потому - зловещие спецслужбы, перебежчики из СССР, ставшие шведскими гангстерами и шведские власти, покрывающие их мрачную деятельность - полный набор низкопробного политического бреда. Кстати, источником вдохновения для создания образа "белокурого гиганта", похоже, был Челюсти из фильмов о Джеймсе Бонде.

И, разумеется, ударная концовка, по своей тупости граничащая на этот раз с индийскими фильмами -

Показать...

Другой вопрос, что, как и в случае с первой книгой, написана эта глуповатая жвачка для мозгов довольно бойко, повествование держит ритм и потому читается легко и с интересом. В общем, врет, конечно, господин Ларссон, но забавно у него это выходит.

Ну и, разумеется, половину книг нас будут дразнить знаменитой теоремой Ферма - но закончится все равно все пшиком: влияния на развитие книги никакого, просто красивая, но бессмысленная виньетка.

И поневоле закрадывается мысль: а может Ларссон и замышлял эту книгу как пародию?

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us