Ким Ньюман - Женевьева неумершая

]]>
]]>

Kim Newman - Genevieve Undead, 1993

Ким Ньюман - Женевьева неумершая

Детлеф Зирк, старый друг Женевьевы, ставит пьесу «Странная история доктора Зикхилла и мистера Хайда», на ее премьеру явится, в том числе, и демон, созданный Великим Чародеем, которого победили наши герои. А потом Женевьеву будет поджидать заколдованный замок, высокопоставленный шантажист и... встреча с единорогом.

Главные ошибки, которые можно совершить при знакомстве с этой книгой - поверить издателю, который утверждает, что это роман и названию серии, которая заявляет, что действие происходит во вселенной Warhammer Fantasy. Первое утверждение неверно целиком: это сборник рассказов, которые по тону и стилю заметно различаются и, по сути, объединяет их только Женевьева, которая, к тому же, не всегда играет существенную роль в событиях, а иногда и вообще может быть заменена на любого другого вампира. Что касается вселенной "Молота Войны", то номинально это заявление правдиво: книга официально написана в рамках этой вселенной и там даже упоминается парочка географических названий и имен, родных для поклонников этого игрового сеттинга. В остальном - писатель творил, что хотел, а так как он - поклонник и знаток хоррора, а так же специалист по викторианской литературе, то произведение получается максимально далеким от канонов эпического фэнтези.

Первая новелла, с точки зрения внутренней хронологии - прямое продолжение предыдущего романа цикла, ее действие происходит "некоторое время спустя". По сути, рассказ объединяет две сюжетные линии: первая основана на "Призраке Оперы", вторая - на повести "Странная история доктора Джеккила и мистера Хайда", одном из лучших произведений Стивенсона. Причем канва событий более или менее точно следует за сюжетом "Призрака": здесь есть талантливый драматург, который стал чудовищем, актриса, которую он натаскивает. Будет даже погоня по катакомбам и тому подобные знаковые для легенды о Призраке сцены. Повинуясь законам вселенной, впрочем, различается подоплека событий: к примеру, превращение нашего Демона Потайных Ходов вызвано Тзинчем, одним из богов Хаоса, трикстером и специалистом по обману. Правда, само описание чудовища, довольно смутное, надо признать, лично мне больше напомнило последователей Нургла - но я могу ошибаться. История, написанная Стивенсоном - стала источником вдохновения для сюжетной линии демона, вселившегося в маску.

На мой взгляд, в этом рассказе как никогда тонка грань между прямым заимствованием и пост-модернистским обыгрыванием. Собственно, спасает автора только объединение двух историй в одну и привязка к реалиям другой, вымышленной вселенной. Но, при всем при этом, Ньюман умудряется создать увлекательное, вкусно прописанное повествование - именно этот рассказ я бы назвал лучшим в сборнике.

Переходя ко второму рассказу и пытаясь воспринимать книгу как цельный роман, читатель оказывается в полнейшей растерянности. Во-первых, есть прыжок в хронологии: Женевьева оказалась совершенно в ином месте, более того, ее внутреннее "я", самоощущение героини существенно поменялось - но автор не торопится рассказывать как и почему это произошло. Никаких подсказок, по которым читатель мог бы выяснить это самостоятельно - тоже нет. В результате остается только пассивно ждать, когда автор соблаговолит объяснить, что здесь, собственно, происходит. Первоисточник вдохновения есть и здесь: замок Уолдо, судя по всему, перешел из произведений Анны Рэдклифф, ведущей писательницы "готического романа", а имя Ватек - очевидная отсылка к "Ватеку", авторства Уильяма Бекфорда. И то, и другое я если и читал, то лет двадцать назад - не берусь судить, есть ли какие-то прямые переклички мотивов или Ньюман просто воспользовался знаковыми именами. В любом случае, это наиболее скучная, на мой взгляд, часть книги: автор нагнал такую концентрацию гротеска и пародии, что, по контрасту с соседними страницами, настроиться на чтение непросто.

Третий и заключительный рассказ в этом "романе" - практически чистое фэнтези: не уверен, что пришлось бы что-то существенно менять, если бы из рассказа выбросили не то, что Женевьеву, а и вообще вампирскую тему. По сути, фэнтези с детективом и привкусом "готического романа" - сдобренное просто лошадиной долей сентиментальности и мелодрамы. Опять-таки: если пытаться воспринимать как единый текст, то заворот мозгов обеспечен, если как отдельный рассказ, то впечатление неплохое, тем более, что автор нашел свой подход к такой заезженной теме как единорог.

В целом, книга неплохая, но даже для самого Ньюмана, видимо, проходная, даже не знаю, какой именно категории читателей ее бы стоило рекомендовать. Но, если не считать второго рассказа, то я свою долю удовольствия получил.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us