Четыре мухи на сером бархате

]]>
]]>

4 mosche di velluto grigio, 1971

4 mosche di velluto grigio

Музыкант замечает, что за ним уже несколько дней следит непонятный человек. Он настигает преследователя в помещении заброшенного театра и пытается призвать к ответу, но... случайно убивает неизвестного - причем убийство успевает сфотографировать человек в маске куклы. И жизнь музыканта становится адом..

Режиссер: Дарио Ардженто

В ролях: Майкл Брэндон, Мимзи Фармер, Жан-Пьер Марьель, Бад Спенсер, Луиджи Коцци

Третий и последний фильм из "звериной трилогии", куда так же входят "Птица с хрустальным опереньем" и "Кошка о девяти хвостах". По ошибке я посмотрел его раньше "Кошки", но это не критично: три фильма между собой связаны только упоминанием животных в названиях. Попутно отмечу, что "Мухи", похоже, наименее известна в России из всех ранних работ Ардженто.

Всласть наругавшись с продюсерами на первых двух фильмах, Ардженто и здесь решил не отступать от традиции: фильм отличается диковатым, почти сюрреалистическим изложением, временами становится непросто уследить за сюжетом, но оно того стоит. "Мухи" могу похвастаться несколькими отличными сценами и запоминающимися актерскими работами.

Собственно, сценарий сооружался довольно странным образом: основой для вдохновения были нуарные детективы и триллеры, в частности отмечается влияние Корнелла Вулрича, автора, чей роман "Новобрачная была в черном" экранизировал Франсуа Трюффо. Ардженто снабжал этими книгами своего соавтора сценария Луиджи Коцци, и они не стеснялись заимствовать идею-другую. Одной из первых появилась идея со сценой в театре, но, по первоначальному замыслу, там должен был оказаться медиум, который заявлял, что среди собравшихся есть убийца. И этот медиум должен был погибнуть первым. Препятствий оказалось два: во-первых, Ардженто хотел, чтобы медиум оказался фальшивым, так как никакой мистики в фильме не предполагалось. Но, во-вторых, выяснилось, что если медиум фальшивый, то сцену никак не удается правдоподобно выстроить.

Тоже касалось и сцены убийства женщины в парке, с пробежкой среди деревьев - один из самых изысканных и красивых эпизодов всего фильма первоначально был просто придуман сам по себе. На тот момент соавторы не представляли ни кто убийца, ни чего он хочет. Но услышав описание будущего эпизода, Ардженто сказал Коцци: "Выстрой что-нибудь вокруг этого". Примерно та же история была и с названием фильма: оно просто придумалось и понравилось Дарио, а уж что за история за ним крылась - выяснять пришлось по ходу дела. При этом работа Коцци так понравилась Ардженто, что он уговорил отца (сопродюсера фильма) выплатить сценаристу бонус - и гонорар за сценарий оказался больше, чем Коцци зарабатывал как сценарист за целый год.

Луиджи Коцци - сам по себе личность довольно примечательная, часто работавший с Ардженто (в частности, он был хранителем его музея)и сам наснимавший немало интересного: в частности, ему удалось потрудиться над итальянской прокатной версией "Годзиллы", довольно своеобразным произведением. К слову сказать, у него в "Четырех мухах..." сразу несколько камео. Именно он играл фотографа в маске куклы из начальной сцены фильма, он же мелькает в толпе пассажиров метро, он - человек в плаще, проходящий мимо дома главного героя в финале картины и еще он, в компании мастера по спецэффектам, маячит за спиной главного героя, когда тот идет с частным сыщиком из кафе. Последнее камео и вовсе появилось довольно забавным образом: сцена снималась с тележки и, чтобы за спиной героев не было видно рельсов, по которым она двигалась, их должен был кто-то закрывать в кадре. Вот Коцци со спецэффектником и досталась эта обязанность.

Что касается фильма в целом, то он производит неплохое впечатление, хотя некоторые приемы уже не работают так, как замышлялось. В частности, такие кадры как "взгляд глазами убийцы", оружие, перемещающееся в кадре на переднем плане и некоторые другие находки Ардженто - сейчас стали общим местом в компьютерных играх и воспринимаются скорее забавно, чем жутко. С другой стороны, некоторые сцены несут в себе отпечаток типичного для Ардженто изысканного стиля и запоминаются надолго. В частности, это странная, почти сюрреалистическая сцена убийства в театре, сцена автокатастрофы в конце фильма - эпизод, для которого пришлось одолжить камеру из научного университета, которая могла снимать со скоростью тридцати с гаком тысяч кадров в секунду. Причем заставить все сработать как надо получилось не с первого раза, но результат их усилий того стоил.

Если говорить об актерах, то сильнее всего запоминается Жан-Пьер Марьель, исполнивший роль частного сыщика. Кстати, сделать своего героя гомосексуалистом придумал сам актер, но эта черта хорошо вписалась в странноватый юмор фильма. Забавен и Джоффри, которого сыграл Бад Спенсер - на тот момент он был большой и востребованной звездой вестернов и продюсеры вообще не думали, что его получится заманить в фильм. Но, как оказалось, он был счастлив поработать с Ардженто, которого хорошо знал как сценариста - причем настолько, что Спенсер за небольшие деньги снимался в "Птице", потом, после нескольких часов сна ехал на съемки другого фильма, в другой город. Правда, при всей колоритности его персонажа, я не очень понял, зачем он нужен в фильме.

Если говорить о сюжете, интриге, то тут на мой взгляд, все обстоит сложнее: он настолько странновато и запутанно излагается, что детективная интрига как таковая меня не особенно интересовала. Более того: в финале мы узнаем, кто убийца и почему он все это вытворял, но, на мой взгляд, объяснение это порядком неполное. Мотивация ясна, но она не объясняет почему убийца действовал именно так. К чему была нужна сцена в театре, почему именно такая, изощренная подстава? Помня о том, как писался сценарий, понимаешь, что эта сцена важна и нужна потому, что она красива... И тем хуже для логики, если она возражает.

В целом, мне фильм понравился, отдельные его аспекты очень хороши, так что - любителям жанра можно с чистым сердцем посоветовать.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us