]]>
]]>

Cloud Atlas, 2012

Шесть времен, шесть судеб - Тихий Океан прошлого и Сингапур будущего, композитор, издатель, воин дикарского племени... Все их жизни взаимосвязаны, хотя, сперва уловить эту связь и непросто. 

Режиссеры:  Лана Вачовски, Том Тыквер, Энди Вачовски

В ролях: Том Хэнкс, Холли Берри, Джим Броудбент, Хьюго Уивинг, Джим Стёрджесс, Пэ Дуна, Бен Уишоу, Джеймс Д’Арси, Жу Жу, Кит Дэвид, Сьюзен Сарандон, Хью Грант

Последнее время светил мирового кинематографа потянуло не просто на "высказывания о смысле жизни" - их стало модно превращать в многомилионные блокбастеры, со спецэффектами, яркой картинкой, знаменитыми актерами. Просто у некоторых это получается, а у некоторых - нет. У тандема Вачовски и Тыквера - на мой взгляд, более, чем получилось. 

В недавнем "Прометее", тоже обещавшем откровение космического масштаба, была одна проблема: нас долго и пафосно готовили к Великой Правде, но кульминация свелась к отрыванию головы у киборга - видимо, за плохое произношение. "Облачный атлас" идет другим путем - основной посыл рассказанных с экрана историй, в общем-то, прост: мы делаем свой выбор каждый миг, и в любой момент можем совершить поступок, который отзовется потом в жизни целых поколений - сами того не зная. Эту идею не назовешь новой, но какова подача...

Истории не просто переплетаются между собой, повествование свободно переключается между ними - и пять минут проведя в Сеуле далекого будущего мы переносимся на борт парусника в Тихом Океане. Мягко говоря, не сложно запутаться - особенно в начале фильма. Второй раз в моей жизни возникает настолько сильное желание поработать монтажером и склеить фильм в хронологическом порядке, как последовательность историй, сменяющих друг друга сквозь века. Вполне возможно, что, как и в случае "Бешеных псов", я приду к выводу, что такая структура рассказа оправдана - но искушение есть. 

Напрашивается еще одно сравнение - с "Древом Жизни" перехваленного бездаря Теренса Малика, но разница, на мой взгляд, очевидна. Раздутый, как самомнение режиссера, опус Малика стоит на глиняных ногах: можно придумать ему структуру и смысл показанного на экране, но в самом фильме этого не заложено - он не более, чем яркое и громыхающее воплощение "Черного квадрата", только средствами кино. С "Облачным атласом" ситуация иная: ты постоянно чувствуешь наличие каркаса, структуры рассказа, даже когда еще не понимаешь ничего в происходящем на экране. 

С точки зрения режиссуры самое интересное, что не видно "швов": режиссеры работали независимо друг от друга, но сказать, какую сцену снимал кто из них - в кинозале я бы не взялся. Ну, конечно, драка с полицией, которая выглядит едва ли не цитатой из "Матрицы" - явная работа Вачовски, но в остальном... И это восхищает.

Как восхищает и способность актеров создать на экране сразу несколько образов, отчетливо отличающихся между собой. Вычислить все появления того или иного актера практически невозможно: лично я, например, опознал только по одной роли Сьюзен Сарандон и Хью Гранта - из четырех и шести соответственно. Лично я наибольшее удовольствие от игры Хьюго Уивинга: диапазон простирался от дьявола из местных верований до... медсестры. Каждый его выход в этой роли был отдельным маленьким подарком - мне сразу вспоминалась "Присцилла" и размалеванный Хьюго, распевающий "I will survive"... Порадовала и корейская звезда Пэ Дуна, сыгравшая Сонми и еще несколько ролей - включая рыженькую дочь Хьюго Уирвинга в финале фильма. Очень привлекательная европейка получилась. Актриса начала свою карьеру с фильма "Звонок: Вирус", корейской экранизации романа Кодзи Судзуки, продолжила "Сочувствием господину Месть" Пак Чхан-ука, автора пресловутого "Олдбоя".  Для поклонников актрисы сразу отмечу, что мы получили даже эротическую сцену, непродолжительную, но красивую. Впрочем, обнажаться на экране ей не впервые. 

Словом, фильм стоит посмотреть - и обязательно в кинотеатре, это роскошное зрелище стоит большого экрана. А потом, полагаю, пересмотреть - и попытаться еще раз вычислить всех актеров, уловить все взаимосвязи. 

Полагаю, что мы можем смело считать "Атлас" фаворитом грядущего "Оскара", хотя логика академиков часто бывает недоступна простому смертному. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us