Райан С. Томас - Лето, когда я умер

23 января 2016 г.Просмотров: 3240RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Ryan C. Thomas - The Summer I Died (The Roger Huntington Saga № 1)

Ryan C. Thomas - The Summer I Died (The Roger Huntington Saga № 1)

Двое друзей, один из которых уже поступил в колледж, а второй еще мается дурью в провинциальном городке, снова встретились летом. Они отправились пострелять по банкам в отдаленный лесок, и неожиданно услышали женский крик... Конечно, они пошли посмотреть, что случилось и, конечно, они об этом пожалели.

Довольно своеобразная книга, которая многим читателям, полагаю, может показаться даже слишком брутальной. Дело не только в том, что описаний жестокостей, которые творит главный злодей, здесь довольно много - хотя, на самом деле, автор все-таки щадит чувства читателя - скорее, воздействие оказывается настолько сильным потому, что поданы повествование в нарочито спокойной, почти репортажной манере. С другой стороны, во всяком случае, лично для меня, это уменьшает степень сочувствия персонажам - то, что с ними происходит я воспринимаю при чтении не как события, переживаемые эмоционально, а скорее как факты для анализа.

Более того, здесь есть еще и некоторые странности композиции - нам сразу дается понять, что с героями произошло что-то ужасное, о чем они и будут теперь вспоминать. После этого начинается первая часть, вступительная, и она выглядит немного затянутой. Это неспешный рассказ о том, как герои встретились, как они жили раньше и как они ездили пострелять. Возможно, эта часть призвана создать впечатление "живых" персонажей, чтобы потом читатель сочувствовал им как можно сильнее. Если так, то фокус не совсем удался: тут надо быть Брэдбери или хотя бы Лаймоном, полагаю. Как раз здесь "протокольная" манера рассказа мне несколько мешала, потому что заставляла нетерпеливо читать листать дальше, думая: ок, я понял, что вы отлично жили, так что же с вами стряслось? Хотя автору не откажешь в умении внести точные, узнаваемые детали, которые покажутся знакомыми даже читателю по другую сторону океана.

Потом начинается собственно основное действие, когда герои попадают в лапы маньяка и он творит с ними все, что хочет. Здесь тоже возникает неоднозначное впечатление: если провести аналогию с жанром слэшера в кино, то одной из главных задач жанра является создание запоминающейся фигуры маньяка. Мы смотрим "Кошмар на улице Вязов" не для того, чтобы узнать, кто погибнет, а кто - и как - спасется. Это, как правило, наименее интересные части истории. Нам важно, что убивает подростков именно Фредди. Помните, сколько возмущения было, когда в финале одной из серий "Пятницы, 13-е" выяснилось, что маньяк-то поддельный? Если бы оказалось, что жертва была не тем подростком, каким все думали, никто бы и глазом не моргнул. Вот как раз здесь книга подвела: маньяк оказался довольно обычным, мы так ничего и не узнаем о нем, у него не появится ярких черточек (кроме манеры говорить с собакой, да). Просто психопат и садист, каких много.

Как я уже и говорил выше, описаний мучений героев здесь довольно много - настолько, что я первые согласился бы с определением "пыточное порно", которое категорически не подходит, например, фильму "Пила". Эта история, по сути, не ведет ни к чему: психологическое перерождение героя не вызывает катарсиса у читателя, оно вообще не вызывает эмоционального отклика. Тем более, что конструкция типа "я был обычным подростком, моих друзей убили, а самого меня долго пытали - и я попал в психушку". Серьезно, можно придумать что-то еще более банальное в рамках жанра? При этом, как опять-таки, я говорил, автор таки щадит читателя и описывает мучения довольно умеренно: например, из книги неясно, что именно творил психопат с девушкой, запертой в другой комнате. К тому же стиль... Ну, вам доводилось читать милицейские протоколы? Там тоже часто перечисляются неприглядные подробности, но они не затрагивают читателя. Роман, разумеется, написан на большем художественном уровне, но по эмоциональности - близкий родственник тех протоколов, а потому лично меня - не цепляло. Но было интересно, чем же все закончится.

Третьей частью книги можно назвать непосредственно финальную разборку с маньяком и в "лучших" традициях фильмов 80-х годов прошлого века, она казалась мне бесконечной. К тому времени было понятно, кто спасся (главный герой, от лица которого и ведется повествование, это ясно уже на первой странице) и хотелось просто узнать, наконец, как именно это произошло.

Есть и странности чисто атмосферные: большая часть книги написана в сугубо "реалистическом" ключе, а под конец, вдруг, во время сцены с полицейскими, возникает, как мне показалось, немалая доля гротеска, что сбивает с толку.

Есть, с другой стороны, и отличные идеи: например, мотив игральных костей и то, что маньяк использует их, чтобы принимать решения - это здорово задумано. Любопытной мыслью было и сделать главного героя фанатом комиксов, который находит в них подсказки, но эта линия мне показалась недотянутой, ее можно было бы раскрыть полнее. Кой черт - персонаж, похоже, вообще не делает различия между "Марвел" и "DC", хотя эта "специальная олимпиада" - не менее сильна, чем противостояние фанатов "Звездного пути" и фанатов "Звездных войн". У меня вообще возникло подозрение, что сам автор романа не слишком увлекается комиксами.

Тем не менее, учитывая, что это первый роман - книга, в целом, читается неплохо. Лично я был рад узнать, что существует еще и продолжение, а по первой книге вовсю снимается фильм - причем маньяка будет играть, судя по всему, Билл Моусли, ему должно пойти. Почитаем, посмотрим - но не прямо сейчас, чуть позже.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us