Властелин колец: Возвращение Короля (расширенная версия)

]]>
]]>

The Lord of the Rings: The Return of the King

The Lord of the Rings: The Return of the King

Армии Мордора пришли в движение: Минас-Тирит попал в осаду и даже возвращение наследника Исилдура может не спасти этот город. Вся надежда мира связана с парой хоббитов, которые пробираются тайными тропами в самое сердце темных земель.

Режиссер: Питер Джексон

В ролях: Элайджа Вуд, Вигго Мортенсен, Иэн МакКеллен, Орландо Блум, Энди Серкис, Миранда Отто, Кристофер Ли

На самом деле, лучшая рецензия на этот фильм, которую я слышал в своей жизни, была короткой, грубоватой, но точной: "Задница устала, а глаза еще просят". И все же, после выхода расширенной версии, спорить стало сложно: высидеть ее до конца за один присест не так-то просто. Помимо поистине эпической продолжительности, дело здесь еще и в композиционной, ритмической сложности материала.

Профессору Толкину было, в общем-то, легче: он не раз говорил, что "Властелин колец" - одна книга, разделенная на три части просто для удобства публикации. Более того: в финале "Возвращения короля" нас ждет не одна концовка, а штуки три-четыре: уничтожение Кольца, воцарение Арагорна и сопутствующие ему события, возвращение хоббитов в родную страну и, наконец, отплытие из Серебристой Гавани. В романе, по большому счету, это воспринимается вполне нормально: дочитав очередную главу, читатель вполне может закрыть книгу, переварить еще один этап истории и потом к ней вернуться - это вполне нормальное обращение с книгой, написанной в таком ритме. В фильме, к сожалению, такой подход не работает и этот парад концовок несколько утомляет, но избежать их, по большому счету, нельзя - хотя события с Хоббитании, как не трудно заметить, даже в расширенной версии изрядно сократили по сравнению с романом.

Еще одна проблема касается расширенной версии как таковой: да, многие сцены - настоящая услада для фаната, но... Возьмите эпизод гибели Сарумана: Кристофер Ли для меня, например, один из самых любимых актеров и этот эпизод хорош, вот только... добавляет ли он что-то действительно существенное фильму, так ли уж он необходим повествованию? Лично я, при очередном пересмотре, уже не уверен.

Что касается фильма в целом: у нас снова поменялся жанр. При первом просмотре это не заметно, трилогия воспринимается как единое фэнтези-полотно, но потом, пересматривая, начинаешь понимать, что первый фильм, по сути, был волшебной сказкой, второй - военной драмой, а третий обернулся чистейшим приключенческим боевиком - за исключением второстепенной сюжетной линии. Ибо, как ни странно, линия Фродо и Сэма окончательно отошла на второй план и начала, временами, даже раздражать. У нас тут Фарамира заживо жечь готовятся, Гэндальф сталкивается с Ангмарцем, а вы предлагаете любоваться на очередную сцену интриг в любовном треугольнике двух хоббитов и одного Голлума? Ну да, время от времени это разбавляется переживаниями и терзаниями Фродо, но... если для книги Профессора эта линия была стержнем, то здесь смотрится, скорее, "обязательной программой", которую приходится выполнять, отрываясь от более интересных событий.

Впрочем, к "основной", "приключенческой" линии сюжета тоже есть вопросы. В частности, неожиданно слитой оказалась кульминация линии Йовин - ее схватка с Королем-Ангмарцем. Видимо, в угоду "проработке характеров" зрителям с самого начала дают понять, кто такой "юный всадник", прихвативший с собой в бой хоббита. В книге, напомню, личность Йовин оставалась тайной для всех - до решающего поединка с назгулом и это работало - в том числе, на эмоциональное потрясение. Сцена в фильме его не вызвала, да и вообще была подана как-то скомкано: признаться, я не замерял, но мне кажется, что Леголас мумака валил дольше, чем Йовин - предводителя назгулов.

Зато Джексон оторвался чисто стилистически: уже не раз говорилось, что орки во всей трилогии словно вышли из классических трэш-ужастиков, типа той же "Живой мертвечины", но отдельные сцены "Возвращения короля" и вовсе напоминают дешевые фэнтези-фильмы, только переснятые с большим бюджетом. Тот же эпизод похода Арагорна и его друзей Дорогой Мертвых до боли напоминает сцену из какого-нибудь "Ловчий смерти" - и, парадоксальным образом, именно потому и цепляет.

В целом, я все же люблю этот фильм - и сам по себе, и часть трилогии, но с течением лет и пересмотров все больше понимаю, что первые два фильма вышли более цельными и мощными. И тем не менее, для моего поколения, наверное, именно "Властелин колец" был главным потрясением - сравнимым, разве что, с тем, которое поколение 1970-х испытало увидев "Звездные войны".

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2