Пускай мертвые лежат в могилах

]]>
]]>

Non si deve profanare il sonno dei morti, 1974

Девушка соглашается подвести мотоциклиста, которого она случайно сбила на дороге - только сначала надо сделать крюк и заехать к ее сестре. По дороге, не успеет она остаться без присмотра, как на нее нападет зомби...

Режиссер: Хорхе Грау

В ролях: Кристина Гальбо, Рэй Лавлок, Артур Кеннеди, Альдо Массассо, Джорджо Трестини

Вы будете смеяться, но этот фильм тоже прокатывался под названием "Зомби 3" - на волне популярности творения Лучио Фульчи - даром, что источником вдохновения для автора была "Ночь живых мертвецов", снятая Джорджем Ромеро.  Впрочем, в Англии фильм показывали под названием "Живые мертвецы в манчестерском морге" - даром, что дело происходит в Англии, но в Манчестере. Впрочем, названий у него было много и, зачастую, еще более абсурдных: например, как вы видите по постеру наверху -  "Не открывай окно". Это название даже вдохновило Эдгара Райта на фальшивый трейлер для проекта "Грайндхаус". При этом, кстати, в кинотеатрах под открытым небом фильм Хорхе Грау и вовсе показывался одним сеансом с "Последним домом слева" - менее подходящую компанию, кажется, и придумать сложно. 

В целом, хороший наследник Ромеро, но, на мой взгляд, не более того. Есть "медленные и неотвратимые" зомби, есть кое-какой "социальный комментарий" - если я правильно понял мысль сценариста, то зомби появились в результате неосторожных экспериментов ученых.

Безумный саундтрек, состоящий, в основном, из стонов и непонятных звуков, был создан самим режиссером - на мой взгляд, именно звуковое оформление стало одним из главных достоинств картины. Еще одно ее достоинство - запоминающаяся открывающая сцена, в которой обнаженная женщина бежит по улице делая знак V. По словам режиссера, пробежкой занималась одна из женщин, нанятая в массовку, но к чему нужен этот эпизод, никак не связанный с остальным действием - непонятно - именно вносимой ей ноткой абсурда эта сцена и запоминается. Не меньше запоминается и сцена нападения мертвеца на кладбище, явно вдохновленная вступлением к "Ночи живых мертвецов". Помните: "Они идут за тобой, Барбара...". Здесь эпизод поставлен немного иначе, но первоисточник узнается: любопытно, кстати, что кладбище. на котором снималась сцена - историческое место, на котором якобы похоронены Робин Гуд и Маленький Джон. 

Главное слово, которое приходит в голову, когда говоришь о фильме - "тщательно". Здесь отличная работа оператора, хороший грим - некоторые зомби выглядят впечатляюще. Более того - сам подход создателей к фильму вызывает немалое уважение: уж если среди персонажей есть зомби-утопленник, то бедный актер был вынужден весь фильм ходить мокрым, словно только что вышел из воды. 

По настроению эта картина напоминает, скорее уж, неторопливые, но любовно снятые фильмы ужасов "Хаммер",  чем брутальные и вызывающие работы того же Фульчи. Этот "стилистический зазор" может испортить первое впечатление - все-таки, от средиземноморского хоррора ждешь немного другого. Но со временем фильм стоит пересмотреть - есть в нем некое очарование. 

Если присмотреться к фильмографии Хорхе Грау, то становится понятно, что хоррор для него - жанр далеко не основной, что, собственно, и заметно по его режиссерской манере. Тем не менее, помимо предмета разговора он может похвастаться, например, фильмом о графине Батори - "Кровавая церемония". 

Артур Кеннеди, сыгравший желчного полисмена, пожалуй, самый известный актер, задействованный в этом фильме: у него за плечами -фильмы в диапазоне от  "Лоуренса Аравийского" до "Черной Эммануэль на необитаемом острове" с культовой Лаурой Гемсер.

В целом, фильм считается весьма значимой для жанра работой - хотя вряд ли сможет удивить и шокировать современного зрителя. О том, как его снимали, мы еще поговорим отдельно. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us