Пускай мертвые лежат в могилах
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Альдо Массассо, Артур Кеннеди, Джорджо Трестини, Зомби 3, Кристина Гальбо, Рэй Лавлок, Хорхе Грау
Non si deve profanare il sonno dei morti, 1974
Девушка соглашается подвести мотоциклиста, которого она случайно сбила на дороге - только сначала надо сделать крюк и заехать к ее сестре. По дороге, не успеет она остаться без присмотра, как на нее нападет зомби...
Режиссер: Хорхе Грау
В ролях: Кристина Гальбо, Рэй Лавлок, Артур Кеннеди, Альдо Массассо, Джорджо Трестини
Вы будете смеяться, но этот фильм тоже прокатывался под названием "Зомби 3" - на волне популярности творения Лучио Фульчи - даром, что источником вдохновения для автора была "Ночь живых мертвецов", снятая Джорджем Ромеро. Впрочем, в Англии фильм показывали под названием "Живые мертвецы в манчестерском морге" - даром, что дело происходит в Англии, но в Манчестере. Впрочем, названий у него было много и, зачастую, еще более абсурдных: например, как вы видите по постеру наверху - "Не открывай окно". Это название даже вдохновило Эдгара Райта на фальшивый трейлер для проекта "Грайндхаус". При этом, кстати, в кинотеатрах под открытым небом фильм Хорхе Грау и вовсе показывался одним сеансом с "Последним домом слева" - менее подходящую компанию, кажется, и придумать сложно.
В целом, хороший наследник Ромеро, но, на мой взгляд, не более того. Есть "медленные и неотвратимые" зомби, есть кое-какой "социальный комментарий" - если я правильно понял мысль сценариста, то зомби появились в результате неосторожных экспериментов ученых.
Безумный саундтрек, состоящий, в основном, из стонов и непонятных звуков, был создан самим режиссером - на мой взгляд, именно звуковое оформление стало одним из главных достоинств картины. Еще одно ее достоинство - запоминающаяся открывающая сцена, в которой обнаженная женщина бежит по улице делая знак V. По словам режиссера, пробежкой занималась одна из женщин, нанятая в массовку, но к чему нужен этот эпизод, никак не связанный с остальным действием - непонятно - именно вносимой ей ноткой абсурда эта сцена и запоминается. Не меньше запоминается и сцена нападения мертвеца на кладбище, явно вдохновленная вступлением к "Ночи живых мертвецов". Помните: "Они идут за тобой, Барбара...". Здесь эпизод поставлен немного иначе, но первоисточник узнается: любопытно, кстати, что кладбище. на котором снималась сцена - историческое место, на котором якобы похоронены Робин Гуд и Маленький Джон.
Главное слово, которое приходит в голову, когда говоришь о фильме - "тщательно". Здесь отличная работа оператора, хороший грим - некоторые зомби выглядят впечатляюще. Более того - сам подход создателей к фильму вызывает немалое уважение: уж если среди персонажей есть зомби-утопленник, то бедный актер был вынужден весь фильм ходить мокрым, словно только что вышел из воды.
По настроению эта картина напоминает, скорее уж, неторопливые, но любовно снятые фильмы ужасов "Хаммер", чем брутальные и вызывающие работы того же Фульчи. Этот "стилистический зазор" может испортить первое впечатление - все-таки, от средиземноморского хоррора ждешь немного другого. Но со временем фильм стоит пересмотреть - есть в нем некое очарование.
Если присмотреться к фильмографии Хорхе Грау, то становится понятно, что хоррор для него - жанр далеко не основной, что, собственно, и заметно по его режиссерской манере. Тем не менее, помимо предмета разговора он может похвастаться, например, фильмом о графине Батори - "Кровавая церемония".
Артур Кеннеди, сыгравший желчного полисмена, пожалуй, самый известный актер, задействованный в этом фильме: у него за плечами -фильмы в диапазоне от "Лоуренса Аравийского" до "Черной Эммануэль на необитаемом острове" с культовой Лаурой Гемсер.
В целом, фильм считается весьма значимой для жанра работой - хотя вряд ли сможет удивить и шокировать современного зрителя. О том, как его снимали, мы еще поговорим отдельно.