Ф. Пол Вилсон - Застава

Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: 100 лучших романов ужасов, Враг, Ф. Пол Вилсон
F. Paul Wilson - The Keep, 1981
Апрель 1941 года. Фашистские войска заняли заставу на перевале в Трансильванских Альпах. Все стены заставы увешаны странными крестами - один из которых, как оказалось, сделан из золота с серебром. Когда этот крест вынимают из стены - что-то начинает убивать солдат.
Итак, продолжаем обзоры цикла "100 лучших романов ужасов". На этот раз, речь пойдет о книге, получившей 80 место - как легко заметить, я давно перестал придерживаться строгого порядка в чтении списка. Ну, так уж вышло...
Как бы то ни было, первый раз я этот роман читал еще в глубоком отрочестве и тогда у меня сложилось о нем совершенно правильное впечатление: начало запомнилось и произвело впечатление, а вот концовка изгладилась из памяти напрочь. В принципе, перечитывание объяснило, почему.
Все начинается как очень добротный мистический триллер, да еще и в довольно непривычном сеттинге. Все-таки, фашисты не такие уж и частые гости в хорроре - во всяком случае, живые. Зомби-фашики - да, сколько угодно. Впрочем, зомби здесь тоже есть...
Правда, сами образы фашистов и конфликт между ними выстраивается по довольно простому шаблону. У нас есть офицер обычной армии: настоящий воин, отец солдатам - ему противна окружающая резня, он доблестно сражался еще на первой мировой. Более того, он художник... Ну, вы поняли: да, рядом есть его антипод и, разумеется, он - офицер СС. Трус, негодяй, садист... Разумеется, между ними будут и разногласия. Но на эту, довольно-таки банальную, расстановку сил не обращаешь особого внимания: основной конфликт книги все-таки в другом.
Причем поначалу он развивается довольно интересно: существо, которое убивает солдат оказывается вампиром - причем, не совсем обычным. Это - там самая нежить, с которой начались легенды о вампирах, но истине они соответствуют не во всем. Более того - Трансильвания же! - этот вампир был одним из бояр Влада Цепеша, того самого Дракулы. Чтобы читателю стало еще интереснее, атмосферу сгущают далее: в стенах обнаруживаются древние, запрещенные книги - "Аль Азиф" Абдула Аль-Хазреда, более известный как "Некрономикон" и прочие редкости, о которых наслышаны любители Лавкрафта.
Причем, до поры до времени, это прекрасно работает - книга получается атмосферной и временами жутковатой. Но, чем дальше, тем больше проступает в романе стилистика даже не хоррора, а чистейшего фэнтези: тут и прекрасный рыцарь на коне и с мечом, приходящий на помощь нежной деве - и его противник, с которым они сражались веками. В общем-то, к концу книги весь триллер куда-то испарился и воцарилась типичная атмосфера детского фильма-сказки о богатырях и злых колдунах. Что само по себе и неплохо, я ценю этот жанр, но... Триллер сам по себе, сказки сами по себе - объединить их получается редко. В данном случае, на мой взгляд, не получилось.
Тем более, что та подоплека событий, которая выясняется в конце, хороша только одним - она позволяет перевернуть трактовку многих событий романа. Но сама по себе - довольно-таки банальна, надо признать: нечто подобное встречалось уже во многих книгах.
Словом, произведение вышло довольно любопытным, но все-таки - не шедевром. Если бы писатель ограничился созданием мистического триллера в декорациях второй мировой - возможно, получилось бы интереснее. Как известно, "Застава" положило начало огромному циклу - посмотрим, при случае, каким окажется продолжение и удастся ли там переломить недостатки оригинала.
И да, кстати, то, что обзор книги появился именно 23 февраля - не более, чем совпадение, хотя и забавное.