В тени убийцы
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Альберто Дальбес, Вильям Бергер, Джесс Франко, Елена Самарина, Лина Ромэй, Эвелин Скотт
La noche de los asesinos
Лорд Арчибальд Мариан убит, его наследники собираются на оглашение завещания, но, как выясняется, завещаний осталось несколько и они противоречат друг другу. Более того - кто--то начинает убивать и наследников усопшего лорда тоже.
Режиссер: Джесс Франко
В ролях: Альберто Дальбес, Эвелин Скотт, Вильям Бергер, Елена Самарина, Лина Ромэй
Титры фильма говорят, что он основан на произведении Эдгара По, но это не так: указанную пьему "Кот и канарейка" написал Джон Уиллард. При этом стоит отметить, экранизация ее уже снималась в 1927 году, причем та лента считается классикой мирового кино, утверждают, что она повлияла на Альфреда Хичкока. В одном из интервью Франко говорил, что фильм основан на романе Эдгара Уоллеса - и, судя по всему, имелся в виду "Террор". Это была пьеса, которую он же потом переработал в роман, ее тоже экранизировали и до Франко - как минимум, был фильм Роя дель Рута 1928 года, который считается первым звуковым хоррором "Уорнер Бразерс". Речь там, насколько я понимаю, шла об убийце, который бежал из сумасшедшего дома. Чтобы поймать его, преступника заманили в старый дом с несколько странными обитателями. Ассоциацию с Эдгаром По во всем фильме "В тени убийцы" может вызвать разве что внешний облик душегуба - он носит маску черепа, правда не особенно пугающую, на мой взгляд. С другой стороны, на такой основе можно приписать влияние Эдгара По даже мультикам о Хи-мэне, там, знаете ли, Скелетор есть.
Что касается фильма в целом, то типологически он напоминает, скорее, "Десять негритят": сугубо английская атмосфера, группа людей, которых не торопясь убивают - и интерес зрителя сосредоточенный, в основном, на том, кого и как убьют следующим. Правда, в разгар просмотра этого "английского детектива" зритель с удивлением узнает, что все эти события происходят в Луизиане. Впрочем, если не считать короткого упоминания о зомби, на действии это никак не сказывается. Ни крови, ни обнаженки в достойных упоминания количествах здесь нет, но сами по себе сцены умерщвления сделаны неплохо: эпизод с закапыванием заживо в могилу, по сути, задает настроение всему фильму. Запоминается и сцена "девушкой на пляже" - по слухам, во время съемки этих кадров, едва не пострадала сама актриса.
И все же - что-то пошло не так: как мне кажется, дело в специфической атмосфере самого творчества Франко. Ему свойственная некоторая меланхоличность, даже мечтательность, лучшие фильмы Франко похожи на грезы наяву, что, разумеется, не исключает, подчас, и мрачных настроений. Но подобного рода триллер требует постоянного нагнетания напряжения - а это не самая сильная сторона Джесса.
В том, что касается актеров - одна из ключевых ролей отдана Ромэй, которая, впрочем, здесь не особенно запоминается. Альберто Дальбес в тот период нередко снимался у Франко: к примеру, в "Дочери Дракулы", "Проклятии Франкенштейна", "Молчании могилы". Эвелин Скотт, напротив, только начинает свое сотрудничество - впереди у нее еще пара фильмов маэстро. Вильям Бергер сам по себе актер довольно востребованный - он уже знаком нам по "Зловещим глазам доктора Орлоффа", но снимался так же и у Марио Бавы и его сына, Ламберто Бавы. Ну и, наконец, еще раз, после "Молчания могилы" и "Дочери Дракулы", появилась у Франко наша бывшая соотечественница Елена Самарина.
В целом, фильм красиво снят, локации и интерьеры подобраны роскошно - что не редкость для Франко. Да, для зрителя, непривычного к стилистике Франко, фильм может показаться излишне путанным и недостаточно динамичным, но, для "человека в теме" своя прелесть в нем есть.
Напоследок не могу не съехидничать: альтернативных версий, кажется, на этот раз не наблюдается, но зато хватает альтернативных названий: в англоязычных странах фильм известен как "Ночь черепа", оригинальное название, насколько я могу судить, переводится как "Ночь убийц", а кинопоиску, как всегда, виднее.