Дракула, 1958

Dracula (1958)  a.k.a Horror of Dracula

Джонатан Харкер приезжает в замок легендарного Дракулы, чтобы убить его, но сам становится жертвой древнего вампира. Его борьбу продолжит соратник Харкера, доктор Ван Хельсинг. 

Режиссер: Теренс Фишер

В ролях: Питер Кашинг, Кристофер Ли, Майкл Гоф,  Мелисса Стриглинг, Кэрол Марш, Ольга Дики, Джон Ван Эйссен, Валери Гонт, Джанина Фэй, Барбара Арчер

Этот фильм так же известен под названием "Ужас Дракулы", но так его переименовали американские прокатчики, чтобы избежать путаницы с "Дракулой" (1931). Кстати, версия с Лугоши в то время все еще демонстрировалась в кинотеатрах, так что опасения можно признать обоснованными. Если помните, то я уже обозревал на этом сайте  одноименный cd, включающий в себя музыку Джеймса Бернарда из этого фильма. Выкладывалась и  подборка кадров  из этой легендарной картины.

Итак,  "Хаммер" обратились к теме Дракулы и экранизировали роман Брэма Стокера - надо заметить, что англичане допустили значительно больше вольностей, чем американцы. Я отмечу лишь некоторые из них, но, как вы сами понимаете, это означает, что далее будут СПОЙЛЕРЫ.  Кстати, одной из причин этих изменений, подозреваю, как раз и было желание уйти как можно дальше от экранизации "Юниверсал".

Как видно уже из описания сюжета, Харкер здесь - не юрист, ставший жертвой кровососа, а охотник на вампиров, к слову сказать, приехавший под видом кандидата в библиотекари. Более того - Дракула обратит его в себе подобного, в результате чего Джонатан погибнет от руки Ван Хельсинга, своего друга. 

Любопытно изменение статуса Люси и Мины. Люси, которая в романе была невестой Артура, внезапно превратилась в его сестру и невесту Джонатана - а как раз Мина, у Стокера бывшая невестой Джонатана, стала  женой Артура. Более того, доктор Сьюард оказался семейным врачом почтенного возраста. На мой взгляд, это сделано для того, чтобы полностью исключить сексуальный аспект из отношений героев: философия романа во многом строилась на противопоставлении "чистой любви", которую герои испытывали к Люси и Мине - "нечестивой похоти" вампиров. В книге любой из мужчин был влюблен не в одну девушку, так в другую, лелеял в ее отношении романтические планы - и так далее. В фильме "Хаммер" намеки на плотское влечение касаются только вампиров, пожалуй. Вполне возможно, что данные изменения были внесены, чтобы лишний раз не дразнить цензуру, у которой и так было достаточно претензий. 

Что касается вампиров, то сценаристы отобрали у них способность к трансформации: вероятнее всего, потому, что на экране это было бы сложнее показать правдоподобно. Более того - для них стал смертелен солнечный свет, который у Стокера только лишал их мистических сил. Изменилось и поведение самого Дракулы - Кристофер Ли создал довольно любопытный образ, опять-таки, отличающийся от романного.  

Его Дракула чаще всего возникает как молчаливая, давящая одним своим присутствием фигура, но, при необходимости, он может весьма активно двигаться: граф резво нападает на свою "невесту" в замке, а в финале и вовсе устраивает с Ван Хельсингом настоящую потасовку. Кстати, на протяжении всего фильма он выглядит как человек одного возраста - тогда как в книге он старел при недостатке крови и молодел заполучив очередную дозу. В фильме "Граф Дракула" , к примеру, эта черта вампира сохранилась - обратите внимание, что в этом фильме Джесса Франко бессмертного кровососа тоже сыграл Кристофер Ли, причем нашел для своего героя другие краски.

Ван Хельсинг здесь получился по-английски сдержанным, элегантным, но с ощущением жесткого внутреннего стержня - так что роль как влитая подошла Питеру Кашингу .  К слову, для Кашинга и Ли это был первый фильм, в котором их имена шли первыми в титрах. 

Еще одним приятным актерским подарком стал Артур, в исполнении Майкла Гофа : в серии фильмов о Бэтмене, которую начал Тим Бёртон, он играл дворецкого Брюса Уэйна - уверен, никто из смотревших киносериал, не забыл этого персонажа. Здесь он, в некоторых сценах и ракурсах, до смешного напоминает мистера Спока. 

В остальном - почтенная классика "Хаммер", роскошная с визуальной точки зрения: одни декорации замка чего стоят. Поначалу фильм несколько озадачивает изменениями классического сюжета и  даже кажется немного скучноватым, но постепенно его обаянием проникаешься.