Мученицы (2008, Франция)

]]>
]]>

Martyrs, 2008

Martyrs, 2008

Люси, маленькая девочка, пропавшая год назад, была найдена: ее избивали, пытали, но, что необычно, не насиловали. В приюте она смогла найти себе подругу, Анну... 15 лет спустя Люси забирается в дом обычной семьи, чтобы убить их всех - родителей, детей... А после этого она звонит Анне...

Режиссер: Паскаль Ложье

В ролях: Морьяна Алауи, Милен Джампаной, Катрин Беджин

Когда этот фильм, один из самых нашумевших хорроров последнего времени только вышел, я посмотрел его начало, увидел трясущуюся камеру, псевдодокументальную съемку (ага, девочка бежит с бойни - кто ее, блджад, снимает?) - и выключил. Теперь, когда на экраны вышел римейк, я решил все-таки приобщиться и понял, что фильм почти гениален и, определенно, достоин просмотра... Но только первые минут 45 - 50. После этого следует твист, призванный объяснить, какого черта, все-таки, здесь происходит - и он полностью уничтожает почти все хорошее, что было в "Мученицах".

Начало фильма - мощнейший триллер с большой примесью детектива: что происходит, по большому счету, непонятно, но время от времени нам подкидывают "улики", намеки, призванные объяснить происходящее. И внимание зрителю виртуозно приковывает к экрану как раз это "следствие", а не что-то еще: кто эти девушки? Что с ними произошло? Происходит ли то, что видит Люси на самом деле - или все-таки нет? Постепенно мы понимаем многие вещи, некоторые остаются без ответа: например, мне долгое время казалось, что Анной движет некое чувство вины по отношению к Люси - но так и непонятно, откуда оно берется.

По сути, историю вроде той, что излагается в начале фильма мог бы написать мой любимец Лаймон - и в этой части фильма есть сцены, когда происходящее с персонажами буквально физиологически ощутимо, как и в книгах покойного классика. Причем в фильме есть потенциал для интересного сюжетного хода, который сценаристы просмотрели и, пожалуй, он вдохновляет, так что я пока промолчу. Но потом вступает вышеупомянутый твист и все становится очень-очень плохо. Предположу, что все, кому это было интересно, фильм ужа смотрели, но все-таки предупрежу, что сейчас начинаются СПОЙЛЕРЫ.

Итак, существует некая организация, которая поставила пытки на поток, ради своих целей - если долго мучить человека, то он испытает особое состояние, в котором сможет заглянуть за грань жизни. А потом рассказать мучителям, что же нас всех ждет за гробом. Сразу скажу: те, кто находит в самом факте проведения исследований, основанных на пытках людей что-то невероятное - отправляется гуглить Сиро Исии (особое внимание обратите на то, что он получил иммунитет от суда - и на то, почему он его получил), а чтобы два раза не вставать - Йозеф Менгеле. Думаю, сомнений в этой части фильма поубавиться.

Другой разговор, что сама концепция, изложенная в фильме, изначально абсурдна: как давно известно, под воздействием сильных болевых ощущений наступает так называемое "измененное состояние сознания" и пациент начинает галлюционировать. Того же можно добиться и более простыми методами, например, лишая человека сна или скармливая ему препараты противоположного действия (смесь снотворных и возбуждающим, насколько я понимаю, тоже вызывает довольно забавные эффекты). Причем любой врач прекрасно знает об этом факте - а не врач просто не сможет избивать и пытать человека достаточно долго без опасности просто убить его. Ну и, наконец, самое главное: у полученных таким образом данных принципиально отсутствует один из самых важных научных критериев - проверяемость. Ну заговорил кто-то из подопытных... НО: не врал ли он? Не испытывал ли галлюцинаций? Не известно. Даже совпадение в показаниях нескольких таких "мучеников" ничего не дают: учения об архетипах никто не отменял, как и историй о массовых видениях Богородицы, например.

Есть в фильме еще один твист, финальный - по мнению самого режиссера в нем и кроется суть картины. Если помните, в финале Анна таки шепчет что-то на ухо Мадемуазель, та трубит общий сбор... Потом, сидя в ванной, она заявляет своему соратнику, что откровение было ясным и недвусмысленным, после чего совершает самоубийство, заявив на прощание: "Продолжай сомневаться".

На самом деле, это открытый финал, который можно истолковать по-разному. Во-первых, Анна могла сказать, что там нет ничего - и поняв, что все было зря, руководительница этих жестоких экспериментов покончила с собой. Это довольно элегантная теория, но она не слишком правдоподобна: человека, который обрекал на чудовищные мучения десятки людей, было бы сложно убедить в подобном. Во-вторых, Анна могла расписать свои видения настолько привлекательными, что Мадемуазель просто не утерпела - и отправилась в лучший мир, унеся знание с собой. Чуть правдоподобнее, но тоже не очень... Есть и третий вариант, лично мой: Анна могла убедить свою мучительницу, что рай существует, но Мадемуазель и ее последователи попадут в ад. Это могло бы сломать даже такого человека, при условии, что видение мученицы совпало бы с ее внутренними убеждениями и ожиданиями. Не стоит забывать и о том, что видения Анны по логике фильма могли быть истинными, но нельзя исключить и возможность того, что она могла лгать своим мучителям - или заблуждаться сама. Хотя в финале нам приводят этимологию слова Martyr - от греческого слова, означающего "свидетель", что, казалось бы, исключает версию сознательной лжи.

Как видите, финал получился открытым и допускает много истолкований: включая версию, что сценарист был просто не способен придумать убедительное ОТКРОВЕНИЕ, а потому сжульничал, заставив зрителей делать его работу.

Возвращаясь к фильму как таковому: игра актрис в главных ролях и правда произвела впечатление, хотя Морьяну Алауи (Анна) я поставил бы выше ее коллеги - к тому же, на мой взгляд, она и внешне привлекательнее. С другой стороны, у Милен Джампаной на данный момент больше ролей за плечами: она, например, снималась у Клинта Иствуда в его "Потустороннем". А вот к работе режиссера и сценариста претензий несколько больше. Во-первых, стоило ли в первой части фильма так тщательно выстраивать атмосферу правдоподобия - чтобы лично разрушить ее на исходе первого часа? Одни только кадры с человеком с почти целиком содранной кожей, который, тем не менее, не умирает довольно долго - уже вызывают сомнения. Во-вторых, вся вторая часть фильма, посвященная пыткам Анны попросту скучна. Фильм называют чудовищно жестоким, рассказывают, про падения в обмороки на сеансах... Ну, не знаю, я его за завтраком досматривал - и ни курица, ни крекеры не возражали. Жестокие избиения? Господа, а вам фильмы о боксе не попадались? Может, "Рокки 4" это тоже чудовищно жестокий фильм ужасов, а я просто был не в курсе? Тем, кто приведет убийственный аргумент про то, что в "Мученицах" бьют девушку - стоит посмотреть "Малышку на миллион".

Есть и откровенно пошлые приемы, вроде резкого шума, сопровождающего сцены в камере. Ну да, непривычных людей это пугает, но я, например, Merzbow для удовольствия слушаю, знаете ли - и в тех шумах из "Мучениц" тоже нашел пару интересных тембров, это да... Но пугать этим? Фи. Точно так же, как и вклеивать кадры со "счастливыми девочками" после того, как нам показывали их смерть и мучения - прием настолько манипуляторский и пошлый, что только неловко за режиссера становится.

В общем, мог бы получиться действительно мощный фильм ужасов: если бы, как его первая половина, фильм так и остался бы историей о жертве маньяка, которая сошла с ума - здесь есть большое поле для самых разных поворотов истории. Но вторая его половина, на мой взгляд, скучна и неуместна. Шокировать фильм меня не смог, но это вообще задача нелегкая.

Martyrs, 2008

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us