]]>
]]>

La terza madre (2007)

На строительной площадке обнаруживается древнее захоронение, причем к гробу цепями был примотан сундучок. Находку отправляют в музей на обследование и, когда две любопытные сотрудницы, вскрывают  сундучок - ужасная Mater Lacrimarum начинает вновь обретать свои силы. Начинается Вторая Эпоха Ведьм и новое Падение Рима.

Режиссер: Дарио Ардженто

В ролях: Азия Ардженто, Кристиан Солимено, Адам Джеймс, Моран Атиас, Валерия Кавалли, Филипп Леруа, Дария Николоди, Коралина Катальди-Тассони, Удо Кир, Джан Ичикава

Заключительная часть цикла о Трех Матерях - очередной претендент на звание самого недооцененного фильма Ардженто. Эту картину ждали почти 30 лет и, видимо, затянувшееся ожидание сказалось на приеме: он был, в лучшем случае, холоден. А все дело в том, что мастер в очередной раз поменял стилистику: финал трилогии мало напоминает ее начало. Здесь уже нет буйства красок, полностью поменялась атмосфера - и если смотреть фильм с ожиданием второй "Суспирии" или "Инферно", то вас постигнет разочарование. Более того, по своей стилистике, это типичный ужастик этак конца 80-х годов прошлого века, практически золотого времени жанра... Вот только современный зритель уже отвык от той стилистики. Вместо сюрреалистической атмосферы Ардженто приготовил нам заметную долю обнаженки и свирепое, первоклассно сделанное насилие. Вы против? Лично я - нет. 

Первый сценарий для этого фильма был создан еще в 80-х, совместно с Дарией Николоди , но в работу он не пошел и, как утверждают, его идеи в законченном фильме использованы не были. В 2003 году Ардженто заявил, что сценарий практически готов, он будет касаться "мистицизма, терроризма и гностицизма", действие будет происходить в Риме, а история Матер Лакриморум будет начинаться со Средних Веков. Очевидно, на том этапе предполагалось, что поход де Ла Валла будет снят, а не показан в виде "комикса". Но и эта версия не была снята.

Для следующего варианта Ардженто пригласил помочь со сценарием Джейса Андерсона и Адама Гираша, которые работали с Тоубом Хупером над "Кошмаром дома на холмах" и "Моргом". События этой версии начинались сразу после "Преисподней", детектив, выживший при уничтожении дома Матери Тьмы, расследовал убийства в университете. Играть в этом фильме должен был, в том числе, Макс фон Зюдов. Позднее началась чехарда: Андерсона и Гираша уволили, позднее предполагалось участие Сиенны Миллер в главной роли.Тем не менее, имена Гираша и Андерсона таки остались в титрах: всего у фильма пять сценаристов. 

Обратите внимание, что снимались в фильме знаковые фигуры как для творчества Ардженто, так и для жанра в целом. Дария Николоди и Азия Ардженто, сыгравшие мать и дочь, в реальной жизни, соответственно, - жена и дочь самого Ардженто. Причем Николоди была соавтором сценария первых двух фильмов цикла и сыграла роль в "Преисподней". Удо Кир снимался в первом фильме цикла - "Суспирии". Коралина Катальди-Тассони играла у Ардженто в "Ужасе в Опере" и "Призраке Оперы", а так же в "Демонах 2", которые снимал Ламберто Бава (автор спецэффектов для "Преисподней", помимо прочего), Ардженто этот фильм продюсировал. Ну и, наконец, Валерия Кавалли играла все у того же Ламберто Бава в "Лезвии в ночи".  Кровавые и натуралистичные спецэффекты обеспечил  Серджио Стивалетти, опять-таки работавший на очень многих фильмах Ардженто. 

Претензии к цветовой палитре фильма не слишком оправданы: надо понимать, что здесь мы имеем дело с совсем иным повествованием. Если в первых фильмах цикла действие, в основном, происходило в помещениях, а съемки велись в студии, то здесь действие переходит на улицы и сама его география расширяется. Красно-синее освещение, характерное для "Суспирии" и "Преисподней", здесь бы смотрелось неуместно.  Потому цветовая палитра задумывалась как прохладная в начале картины и все больше уходящая в яростный красный по мере развития действия. Не совсем оправданы и претензии к внешнему виду ведьм: в фильме же четко говориться, что последовательницы Матери слетались со всего мира - те "неформалочки", которых нам демонстрируют и есть, по большей части, обычные подростки, заигравшиеся в сатанизм. Точно так же, как израильская модель Моран Атиас вызвала немало критики, как малоподходящая на роль зловещей и могущественной Матери Слез. Честно говоря, из фильма не совсем понятно: действительно ли это та самая Мать - или просто некая ведьма, которая, благодаря тунике, стала ее телесным воплощением? Если второе - то не слишком впечатляющая внешность вполне объяснима. 

В целом, фильм получился гораздо лучше, чем о нем принято говорить и он явно опознается как работа Ардженто: перекличек с теми или иными его фильмами здесь - хоть отбавляй. Да, первоначально он может вызвать отторжение, оказавшись несколько не тем, что зритель ожидает. Но пересмотрите его потом, спустя некоторое время, уже зная, каков он сам по себе - и вы можете повысить оценку, как это сделал я.

И еще: обратите внимание, что как раз в последней сцене, когда наши герои победили и выбрались на поверхность - возникает типичное для Ардженто освещение, которое в прежних фильмах цикла появлялось в моменты, когда герои приходили в мир Трех Матерей - или слуги Матери "навещали" их. Красивый символ, не находите?

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us