Говард Филлипс Лавкрафт - Другие Боги

21 июля 2018 г.Просмотров: 1544RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки:
]]>
]]>

H. P. Lovecraft - The Other Gods, 1933

H. P. Lovecraft - The Other Gods, 1933

Боги ушли из мира, поднялись на самые высокие горы. Но мудрец и молодой священник решают подняться на эти пики, в ночь, когда на них будут праздновать боги....

Сравнительно короткий рассказ мэтра, который был написан 14 августа 1921 года, но впервые опубликован только в 1933 году, в журнале The Fantasy Fan, самиздатовском, но крайне повлиявшем на американскую фантастическую литературу. В 1938 году до него добрались и Wierd Tales, неизменный оплот Лавкрафта.

Почему этот рассказ так долго ждал публикации - но, насколько я помню, при первом чтении, много лет назад, он произвел на меня огромное впечатление. Было это в начале 90-х, еще в первом русском собрании сочинений Лавкрафта, с картинами Вальехо на обложках. Перечитав сейчас уже в оригинале - был впечатлен несколько меньше, хотя его обаяние все-таки чувствуется.

Ст. Джоши в своей монографии говорит, что это последний откровенно дансенианский рассказ мэтра - и, да, влияние здесь ощутимо: по сути, это снова стихотворение в прозе, сюжет которого можно уложить в пару предложений - причем он будет выглядеть дурным анекдотом. Рассказ Лавкрафта, тем не менее, смешным не кажется.

При желании, здесь можно углядеть метафору поэта, творца - он возвышается на толпой, обычным человеком, он бросает вызов богам и... терпит сокрушительное поражение. Я бы, честно сказать, все же не стал расценивать "Других богов" именно так. Для "мотивов Икара" на мой взгляд, здесь не хватает едва ли не главного компонента: показа реакции нашего мудреца на свое положение. Да, он ужаснулся своему открытию и попытался предостеречь спутника - но пожалел ли о своих действиях? Или посчитал, что сам момент бросания вызова богам стоит последующего "падения в небо"? На мой взгляд, в мифе об Икаре, в любой его вариации, это самое важное.

Что касается непосредственно рассказа, на мой взгляд, он интересен двумя деталями. Во-первых, по сути, Лавкрафт эксплуатирует здесь свою излюбленную схему - ту самую, которая перейдет потом в бесчисленное количество хорроров, особенно в кино. В самом простом виде сюжет сводим к формуле: "Люди бросили вызов неведомому, сунулись туда, куда заведомо не стоило - и получили больше, чем им бы хотелось". В каком-то смысле, любой герой ужастика, сующийся в темный подвал, где сидит чудовище, воссоздает эту же ситуацию.

Как отмечалось всеми, даже самыми досужими читателями Лавкрафта, в этом рассказе масса имен и географических названий, которые уже упоминались в его произведениях или будут упомянуты потом: Пнакотические рукописи, впервые упомянутые в "Полярной звезде", страна Ломар, оттуда же. Здесь же возникает Кадат, который станет "заглавным героем" отдельного произведения. Словом, здесь начинает окончательно формироваться та система перекрестных отсылок и намеков, из которой, со временем, и вырастут знаменитые Мифы Ктулху.

Интересное и другое, кажется, исследователями вообще не особо отмеченное. Итак, герой рассказа идет на встречу к богам, не уточняя, насколько я понимаю, к каким именно. В финале он говорит, что увидел "других богов" - судя по всему, враждебных и тем богам, которых он искал, и людям тем более. Но дело в том, что в мифологии ГФЛ известно, как я понимаю, есть Древние Боги и некие Старшие Боги. Первые из них, к которым относят, например, Ктулху, относятся к человеку однозначно враждебно, но, к счастью, они пленены, хотя и пытаются вырваться из заточения. По некоторым представлениям удерживают их там некие Старшие Боги - эти человеку, кажется, не враждебны, а скорее просто равнодушны - что, разумеется, не означает, что они не могут нанести ему ущерб. Опять-таки, по некоторым представлениям, в них входили, например, Йог-Сотот и Ньярлатхотеп. При этом, стоит учитывать, что Лавкрафт - не Толкин, у него не было подробной, более-менее проработанной мифологии и все это - не более, чем предположения, подтвердит которые невозможно. В конце концов, даже точное произношение имени Ктулху неизвестно - возможно, ко благу всего человечества. Тем не менее: при чтении рассказа мне всегда казалось, что главный герой шел на встречу со Старшими Богами, а угодил к Великим Древним. Как бы то ни было, сам этот круг мифов еще только начинал формироваться в сознании писателя - и этот рассказ важен, хотя бы, как один из первых "кирпичиков" будущего здания.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us