Как снимали Франкенштейна, 1931

]]>
]]>

Rudy Behlmer commentary on Frankenstein

Франкенштейн, 1931

"Франкенштейн" (1931) с Борисом Карлоффом в главной роли, пожалуй, один из самых влиятельных фильмов ужасов. Мой обзор самого фильма вы легко можете найти здесь, а сейчас я хочу поделиться интересными фактами о работе над этой картиной - теми, о которых рассказал киноисторик Руди Белмер в комментариях на лицензионном издании фильма.

Любопытно, что знак вопроса в титрах напротив исполнителя роли монстра, возник под влиянием первой постановки пьесы на сцене в 1823 году - видимо, тогда скрывали имя актера, сыгравшего создание Франкенштейна. Впрочем, уже тогда существовало штук пять театральных постановок по роману Мэри Шэлли.

Сцена с Франкенштейном и его ассистентом на кладбище была написана именно для фильма - ее не было ни в романе, ни в театральных постановках. Интересно, что здесь ученый бросает землю в лицо смерти - в буквальном смысле, потому что рядом с могилой мы видим статую "старухи с косой". При просмотре на это легко не обратить внимание, но деталь довольно вызывающая для тех лет.

Кстати, самого Фрица, горбатого ассистента и явного прототипа Игоря из более поздних версий, в книге тоже не было: он появился в театральной постановке Ричарда Пика (1823 года), во многом послужившей основой для фильма.

Декорации дома Элизабет достались "в наследство" от фильма "Кот и канарейка" (1927).

Интересно, что по замыслу сценариста, Элизабет влюблена вовсе не в Генри Франкенштейна, а в их общего друга, Виктора: с Франкенштейном ее связывает старинный договор семей. Из самого фильма это, на мой взгляд, не очевидно. Еще интереснее другое: вся эта сюжетная линия замышлялась чтобы "отвлечь зрителя от ужасов фильма". Мэй Кларк, сыгравшая невесту - любимица режиссера фильма и источник вдохновения для одной из героинь фильма "В джазе только девушки". Сама актриса известна по роли в фильме "Мост Ватерлоо", которую она сама считала своей любимой: но не стоит путать фильм с Мэй Кларк и одноименную ленту с Вивьен Ли.

Первоначально на главную роль планировался Бэла Лугоши - что логично после успеха "Дракулы" - причем сперва его звали на роль Генри Франкенштейнаи только потом руководство студии пожелало видеть его в роли чудовища. Были сняты двадцатиминутные пробы, вплоть до оживления чудовища - причем грим Лугоши отличался от созданного позднее и напоминал образ Голема из фильма 20-х годов. По словам Ван Слоана, голова Лугоши была в четыре раза больше нормального размера. Впрочем, показания на счет первоначально грима расходятся, Джек Пирс и вовсе жаловался, что Лугоши мешал ему в работе над обликом чудовища. Как известно, Лугоши отказался так как в первоначальных набросках сценария монстр не вызвал никакого сочувствия - да еще и был бессловесным.

Актер, игравший Фрица, на самом деле не был ни карликом, ни горбуном: вы могли его видеть в роли Рейнфильда в "Дракуле".

Исполнитель роли Франкенштейна, Колин Клайв, происходит из семьи военных - его собственной карьере солдата помешала травма колена. Став актером он очень много играл в театре, снимался в кино - в том числе и нескольких фильмах Уэйла. К сожалению, актер спился и умер в 1937 году. К слову сказать, ему было 37 лет.

Деревня, которую можно видеть ближе к финалу - студийная декорация, которая первоначально была построена для фильма "На Западном фронте без перемен" и позднее появлялась во многих фильмах, включая продолжения "Франкенштейна". Любопытно, что продюсер американской версии пьесы, которая легла в основу фильма, монстр, являясь к невесте Франкенштейна разрывает на ней платье, оставляя девушку "настолько обнаженной, насколько позволят цензоры", а потом едва ли не насилует. Впрочем, в фильме сцена нападения выглядит намного скромнее.

Во время сцены преследования обратите внимание на раненого, о котором заботиться Франкенштейн: эту роль сыграл старший брат Джона Форда, легендарного режиссера вестернов.

Попутно отмечу, что отечественное лицензионное издание "Франкенштейна" практически безукоризнено, оно воспроизводит американский релиз, выходивший в престижной серии "Legacy" и снабжено переводом всех бонусов, включая комментарий, породивший этот пост. Но для комплетистов отмечу, что американское издание к 75-летию фильма содержит еще один комментарий, тривиа-трек и два документальных фильма, не вошедших в наше издание: "Karloff: The Gentle Giant" и "Universal Horror". Так что, с точки зрения коллекционера или просто поклонника жанра - оно, конечно, предпочтительнее.


Автор: vxga
twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us