Саломея Аль Пачино

22 апреля 2015 г.Просмотров: 2641RSS
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: , , ,
]]>
]]>

Salomé, 2013

Salomé, 2013

Саломея, принцесса Иудеи, заворожена пленником в царском дворце - пророком Иоанном Крестителем, который с презрением отверг ее поцелуи. А тут еще отчим, тетрарх Ирод, просит станцевать перед ним, обещая выполнить любое желание.

Режиссер: Аль Пачино

В ролях: Кевин Андерсон, Джессика Честейн, Роксанна Харт, Аль Пачино

Ну, с другой стороны, кто, хотя бы в общих чертах не помнит легенду о танце Саломеи? Другой разговор, что это, в любом случае, экранизация не Библии как таковой, а пьесы Оскара Уайльда, в которой несколько отличается как событий, так и персонажей. К примеру если я правильно помню, то в Новом Завете именно мать подговорила Саломею потребовать этот ужасный подарок - в фильме (и пьесе, на которой он основан) это порыв самой принцессы.

Надо сказать, что Аль Пачино как минимум трижды играл Ирода: в театре он уже исполнял эту роль с Шерил Ли (бродвейская постановка 1992 года), в 2003 с Марисой Томей и, наконец, с Джессикой Честейн в 2006 году. С ней же, как вы сами видите, он снял этот фильм, в котором выступал одновременно и режиссером, и исполнителем главной роли. Более того, как известно, помимо этого фильма он снял еще и полудокументальный "Саломея Уайльда", в котором рассказывается о творчестве Уайльда вообще и работе над этим фильмом в частности.

Но пока вернемся непосредственно к экранизации пьесы: я ее успел посмотреть целиком только один раз, что не простительно мало - и, при всем моем сложном отношении к театру, считаю, что это один из лучших фильмов года. Ну, хорошо, фильмов, которых можно, наконец, посмотреть в этом году - так как снят он гораздо раньше. И, кстати, да - данных об официальном показе с России, разумеется, нет.

Итак, что наиболее интересно: в исходной пьесе, по словам исследователей, автору виделась довольно значительно роль луны - и здесь соблазнительно найти отзвуки мифологических исследований в духе Роберта Грэйвза и Маргарет Мюррей, но в любом случае, у Аль Пачино роль колдовского светила ушла на второй план. Отзвуки мифологического мышления слышны, скорее уж, в повторах, ритме речей персонажей - обратите внимание, например, на солдат, которые уговаривают Саломею не обращать внимания на Иоанна Крестителя. В этой сцене и правда есть что-то мистическое.

Трактовка самой Саломеи, напротив, мне показалась довольно приземленной: девушка из благородной семьи сталкивается с пленником, впечатляющим своим напором, яростью, энергетикой - и он отвергает ее домогательства. Как только Ирод сам подставляется - она использует возможность, чтобы покончить со строптивцем, но Иоанн и после смерти не прекращает привлекать ее. Сравните: у Пазолини, в "Евангелии от Матфея", при всей краткости появления Саломеи, Паола Тедеско создает совсем другой образ.

Ирод тоже выглядит довольно необычно: как мне казалось, обычно этот образ склонны демонизировать, но здесь он предстает обычным человеком с надломленным голосом. Правда, у меня сложилось впечатление, что Ирод предстает здесь человеком с затаенным отчаянием, он утратил контроль, но зато теперь может "троллить" окружающих, так как терять давно уже нечего. Даже его домогательства к Саломее проявление вовсе не похоти - как это подается в наиболее частых трактовках - а желания позлить жену. Просто на этот раз, против желания самого тетрарха шутка зашла слишком далеко, и пророку, которого Ирод то ли уважает, то ли побаивается, а может и то, и другое вместе - все-таки придется умереть. Этот образ Аль Пачино отыгрывает практически безупречно: посмотрите, как он ненавязчиво издевается над женой, реагируя на крики Крестителя. "Ну, он же не назвал тебя по имени". Лично мне такая трактовка показалась любопытной, а игра Аль Пачино - безукоризненной. Другой вопрос, что пересмотр наверняка может вскрыть новые, незамеченные ранее оттенки образа.

Ну а теперь, а самом важно: о танце Саломеи и ее сексуальности. На мой взгляд, Джессика Честейн - одна из самых привлекательных актрис современного кино, не смотря на то, что ее фигуру не назовешь безукоризненной, да и внешность далека от стандартной красоты. И все же что-то в ней есть, пересиливающее унифицированных красоток хоть в розницу, хоть оптом. Не говоря уж об актерском даре: посмотрите, к примеру, в вышеупомянутой сцене с солдатами как легко она переходит от невинной девушки в саду, к образу упрямой и опасной принцессы, безжалостно заставляющей солдата нарушить приказ. Посмотрите, как ее героиня ненавязчиво подтрунивает над Иродом, сама интонация ее ответов уже дорогого стоит: "Тетрарх, но я не голодна". Танец ее тоже поставлен достаточно впечатляюще: в нем есть откровенный эротизм, при всей сравнительной простоте хореографии.

И да - актриса предстает здесь с обнаженной грудью, причем эта сцена продолжается около минуты, да и далее, до конца фильма, она расхаживает еле прикрытая чем-то типа шарфа. Джессика Честейн уже представала на экране обнаженной - в фильме "Самый пьяный округ", но здесь эротическая сцена сделана эффектнее и мне уже попадались высказывания, что одни эти кадры уже оправдывают просмотр фильма. На мой взгляд, это глупости: на данный момент "Саломея" Аль Пачино - единственная театральная постановка, которую я определенно хочу в домашнюю коллекцию на блюрее, фильм того стоит и пересматривать я его время от времени буду. Чего, собственно, и вам желаю. Подробный разговор о "Саломее Уайльда", том самом полудокументальном фильме, еще впереди.

Ну и напоследок: сведите уже, кто-нибудь, Честейн в одном фильме с Эдди Редмейном - мне кажется, должно получится очень интересно.

Salomé, 2013

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us