Человек-невидимка возвращается

The Invisible Man Returns, 1941

Брат Гриффина заполучил открытую им формулу невидимости - и первым делом помог своему другу, несправедливо обвиненному в убийстве. Перед самой казнью тот превратился в невидимку и сбежал... А теперь задача его друга-ученого - найти противоядие, пока побочные эффекты не свели невидимку с ума.

Режиссер: Джо Май

В ролях: Седрик Хардвик, Винсент Прайс, Нэн Грэй, Джон Саттон, Сесил Келлауэй, Алан Напье, Форрестер Харви,  Эрни Адамс, Джимми Обри, Билли Беван

Во многочисленных фильмах о Дракуле, герой, зачастую, воскресал даже не удосужившись объяснить, как это ему удалось. Воскрешать невидимку не стали, придумав практически самостоятельную историю... Таким образом, этот фильм нарушает сразу два закона, которые считаются незыблемыми: продолжение истории, которая никакого продолжения не предполагала, вышло гораздо лучше оригинала. 

Во-первых, ритм фильма выстроен практически идеально: мы с самого начала оказываемся в гуще событий, подоплеку которых поначалу понимаем не до конца. И далее действие развивается без сбоев, но, при этом, давая героям достаточно "воздуха", чтобы их характеры раскрылись, а судьбы успели нас заинтересовать. Даже сам переход от нормального человека к психопату здесь реализован гораздо сильнее, чем в исходном фильме "Человек-невидимка". Винсент Прайс, на мой взгляд, сыграл интереснее, чем Клод Рейнс:  одна только сцена с пугалом - уже классика кино, вызывающая эмоциональный отклик посильнее, чем весь предыдущий фильм вместе взятый. Актер там, по понятным причинам играет только голосом, но его интонации непередаваемы. В мотиве страдания героя от своих новых способностей, в специфической мягкости характера, которая иногда в нем проглядывает, невидимка, которого сыграл Прайс, напоминает  главного героя фильма "Человек-волк",  каким его сыграл Лон Чейни-младший.

Впрочем, разница в образе главных героев могла быть заложена режиссерами этих картин: лично я считаю Уэйла   ставившего оригинал, несколько переоцененным. Сравните хотя бы элементы юмора в обоих фильмах: в первом - вопящая и безумно раздражающая старуха, во втором - слегка шаблонный, но все-таки забавный деревенский алкоголик. Лично мне второй вариант как-то симпатичнее. 

Сбалансированнее воспринимается и сюжет: к примеру, в обоих фильмах есть любовная линия. Причем, в первой картине играла Глория Стюарт  - актриса, позднее ставшая заметной звездой. В этот раз возлюбленной героя стала героиня Нэн Грэй:  кроме этого фильма, она может похвастаться разве что небольшой, но запоминающейся ролью в "Дочери Дракулы". Тем не менее, ее персонаж получился живее, интереснее - да и в сюжете она играет заметно большую роль. Жаль, что актриса была в свое время не слишком востребована. 

Словом, этот фильм, на мой взгляд, превосходит оригинал в любом отношении и, оценивая его в рамках жанра, я не нашел претензий. При всем его историческом значении, после первого "Человека-невидимки" немудрено и вовсе забросить серию. После второго фильма такого желания не возникает.