]]>
]]>

Yi dai zong shi

Стареющий мастер боевых искусств с Севера Китая приезжает на юг страны, чтобы устроить турнир - и выбрать себе преемника. Ип Ман побеждает в поединке, но не силой, а мудростью. И все же дочь северного мастера не согласна с таким исходом...

Режиссер: Вонг Кар-Вай

В ролях: Чжан Цзыи, Тони Люн Чу Вай, Кунг Ле, Сон Хё Гю, Чжан Чжэнь, Юэнь Ву-Пин, Сю-Люн Люн, Джин Чжан, Джана Хо, Менг Ло

Я настороженно отношусь к любимцам фестивалей и так называемому арт-хаусу, а потому даже не предполагал, что однажды мне понравится фильм Кар-Вая. 

Как говорят, фильм был сокращен едва ли не вдвое: первая версия длилась около четырех часов - возможно, именно этим объясняется несколько рваное повествование. А возможно, что это часть режиссерского замысла: в конце-концов, это же не байопик в прямом смысле слова. Из биографии Ип Мана выбираются те эпизоды, на которых можно показать интересующие Кар-Вая идеи и мотивы. Вероятно, подразумевается знакомство зрителя как с историческим периодом, так и с биографией героя - хотя бы в общих чертах. Впрочем, и это не всегда помогает: к чему, например, сюжету нужен социалист-убийца Бритва - мне так и осталось не до конца понятным. 

Вообще, если уж говорить о сюжете, то первоначальное название фильма представляется более точным: "Великие мастера" - как мне показалось, Ип Ман здесь не является главным героем, в фильме вообще нет центрального персонажа. Есть несколько человек, чьи судьбы пересекаются - и я не уверен, кто важнее: Ип Ман или Гон Ер, ее отце Гон Ютян или ее телохранитель с обезьянкой на плече. 

Вторая особенность сюжета в том, что он отталкивается от типичного сюжета из фильмов про боевые искусства: "мое кунг-фу лучше твоего". Старый мастер бросает вызов, его побеждают, но победителя, в свою очередь, превосходит дочь побежденного. Тут-то классические фильмы о кунг-фу кончались и шли финальные титры. У Кар-Вая это примерно треть картины: он словно рассказывает сказку, но не останавливается на традиционном "и стали они жить-поживать, да добра наживать" - он показывает как именно герои жили потом. И конец их дней оказывается печален: Ип Ман и Гон Ер любили друг друга на расстоянии, она отомстила за отца - но прожила короткую и несчастную жизнь, не оставив после себя детей. Их род угас, а с ним - и школа кунг-фу,  которую с таким жаром защищала героиня. В чем-то эта сюжетная линия выглядит печальным парафразом к той же "Сестре уличного бойца": столь же неукротимая и боевитая героиня, как и персонаж Эцуко Шиноми, но с иной судьбой.

Поединки в фильме поставлены легендарным Юэнем Ву-Пином -  кстати, сам он сыграл в небольшом эпизоде первого учителя Ип Мана.  Смотрятся они динамично и "вкусно", но режиссер, чаще всего, не дает насладиться схваткой как таковой, переключая внимание камеры с движений бойцов на кровь, капающую в лужу, на дождь... Тем не менее, схватка Ип Мана с Гон Ер, например, захватывает и запоминается. Но, как ни крути, Кар-вай снимал все же о кунг-фу как таковом: иногда кажется, что при желании героями этой истории он мог сделать хоть двух каллиграфов. Благо в том же "Герое" уже были подобные мотивы: "как философствовать кистью", так сказать. 

В том, что касается актерской игры, то мне понравился подход Тони Люна Чу Вая: некоторые поспешили, обозвав его персонажа "человеком в футляре". Красота игры актера, любимца Джона Ву,  кстати,  в том и заключается, что избегая внешних эффектов, он умудряется передавать внутренние эмоции своего героя. 

Словом, печальное, красивое, очень атмосферное кино, которое я с удовольствием заполучу в коллекцию. Более того: хотел бы я все же увидеть первоначальную версию - ту самую, четырехчасовую, монтаж которой занял около года. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us