«Темная башня» против «Властелина колец»

15 января 2011 г.Просмотров: 5003RSS 25
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Существуют два поколения, которые никогда не поймут друг друга…

Буду необъективен. Хотя бы потому, что «Темную башню» от начала и до конца читал только один раз, а «Властелина колец» не читал вообще, а только смотрел кино. Но все-таки.

У меня есть теория о том, что есть два поколения – вне зависимости от возраста – поколение Толкиена и поколение Кинга. И эти два поколения никогда друг друга не поймут.

В принципе и Кинг, и Толкиен – это фэнтези, в особенности если брать их магнум опусы. Более того, Кинг признавал, что на написание «Темной башни» его сподвиг в том числе и «Властелин колец».

Да, и Кинг, и Толкиен создают собственные вселенные, в которых действуют как законы физики, похожие на наши, так и магия. Но вот какие это миры! У Толкиена, насколько я понял, романтический, полностью аутентичный мир, похожий на средневековье, проникнутый духом скандинавской культуры. Это жестокий мир, но силы добра в нем побеждают в самых светлых традициях – маленький человек проходит долгий путь и спасает цивилизацию от торжества темных сил, уничтожая магический артефакт, в смысле кольцо всевластия.

У Кинга тоже есть долгий, на семь томов, путь, который проходит главный герой Роланд. Он тоже в каком-то смысле спасает вселенную от катастрофы, не позволяя миру окончательно рухнуть. Он доходит до своей заветной цели – темной башни, но по пути теряет всех друзей и через дверь в башне вываливается в самое начало истории, на первую страницу семитомья. Он понимает, что проходил весь этот путь много раз и пройдет его вновь, но так и не обретет счастья.

У Кинга нет хэппи-энда, у Толкиена он есть. Но это самое простое.

У Кинга вся его фэнтезийность прочно связана с нашим миром, с современной реальностью, знакомой каждому его американскому современнику. Наш мир присутствует в иных мирах в виде поездов, корпораций, песен «Битлов» и так далее. А иные миры присутствуют в нашем мире – та же темная башня на нью-йоркском уровне проявляет себя как чудесная роза, растущая на пустыре. Да что там говорить - люди у Кинга свободно путешествуют между мирами. Вселенная Толкиена с современностью никак не пересекается, и он куда более сказочный, чем у Кинга с его суровым темным фэнтези.

Из всего этого следуют, на мой взгляд, главные выводы: Толкиен – романтик из светлого мира мечты, Кинг – циник из нашей реальности, насквозь проникнутой неведомым. Толкиен склонен к оптимизму, Кинг – к пессимизму. У Толкиена человек побеждает вещь, у Кинга – наоборот. Толкиен – светлый, Кинг – темный. Если вы из поколения Кинга, то вам нравится «Властелин колец», потому что он похож на «Темную башню», а если из поколения Толкиена, то наоборот. Вот почему поколения Толкиена и Кинга никогда не поймут друг друга. Не поймут полностью, для того, чтобы двигаться рука об руку.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 25