Снежный человек
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Hammer film, Арнольд Марле, Вульф Моррис, Вэл Гест, Майкл Брилл, Морин Коннелл, Питер Кашинг, Ричард Уоттис, Роберт Браун, Форрест Таккер, Фред Джонсон, Энтони Чинн
The Abominable Snowman, 1957
Ученый, проводящий исследования в Гималаях, соглашается присоединиться к экспедиции, намеренной отыскать снежного человека. Ни уговоры жены, ни зловещие намеки ламы не остановили его...
Режиссер: Вэл Гест
В ролях: Форрест Таккер, Питер Кашинг, Морин Коннелл, Ричард Уоттис, Роберт Браун, Майкл Брилл, Вульф Моррис, Энтони Чинн, Фред Джонсон, Арнольд Марле
На самом деле, этот фильм называется "Отвратительный Снежный Человек", но в России название несколько упростили. Это малоизвестное творение британской студии Hammer films было создано по мотивам телевизионного минисериала "Создание" (The Creature). В дальнейшем обсуждении будет немало СПОЙЛЕРОВ, но сюжет и без них не назовешь непредсказуемым.
Первоначально была написана пьеса под названием "Создание" - ее автором был Найджел Нил, уже успевший поработать над парой фильмов о Куотермассе. В этой постановке уже появились часть актеров будущего фильма: Питер Кашинг сыграл Джона Ролласона, Арнольд Марле - мудрого тибетского ламу, Вульф Моррис - проводника Кусанга. Постановка дважды транслировалась в прямом эфире, но записи не сохранилось - только кадры, сделанные фотографом. Успех постановки был довольно относительным, некоторые критики сочли ее нереалистичной и скучной, но, тем не менее "Хаммер" решили закупить права. В качестве режиссера пригласили человека, работавшего над дилогией о Куотермассе - Вэла Геста. Это было его третья и последняя совместная работа с Найджелом Нилом.
В целом сценарий фильма следовал пьесе, но добавилось два персонажа: Хелен, жена Ролласона и его ассистент. Жену персонажу добавили по настоянию актера, игравшего эту роль, Питера Кашинга - кстати, и назвали героиню в честь его супруги. Тем самым предполагалось полнее раскрыть характер героя, подчеркнуть его одержимость поисками снежного человека, позволив зрителю увидеть ученого глазами влюбленной женщины. Попытку надо признать удачной: первая половина фильма, развивающая отношения персонажей и нагнетающая мрачные ожидания, получилась довольно драматичной. Вот позже, когда герои попадают в заснеженные горы и блуждают там минут сорок - зритель начинает скучать.
Кашинг к тому времени уже успел поработать с "Хаммер" над "Проклятием Франкенштейна", да и вообще был актером довольно опытным. Как вспоминал Вэл Гест, на площадке его прозвали "Реквизит Кашинг" - из-за способности импровизировать с реквизитом в руках: посмотрите, к примеру, эпизод, в котором герои осматривают найденный зуб йети.
Натурные съемки проходили во Французских Пиринеях, но ведущие актеры не принимали в них участия: там работала вторая съемочная группа и дублеры. Декорации монастыря использовались позднее в серии фильмов о Фу Манчу, главную роль в которых играл Кристофер Ли.
В основе фильма, с одной стороны, чувствуется свойственная ранней фантастике идея о знании, которого не стоит искать - потому что последствия будут ужасны. Нечто подобное можно обнаружить, например, у Мэри Шелли во "Франкенштейне", но в "Отвратительном снежном человеке" проскальзывают нотки, характерные, скорее, для Лавкрафта: неведомые расы, угрожающие жизни и рассудку человека... Впрочем, к концу фильма нас ждет своего рода твист, ради которого и писался сценарий: йети оказываются "хорошими", мудрыми созданиями, которые не нападают на человека - и лишь ждут, когда человечество само себя уничтожит. А подлинная опасность - это сам человек, причем как для окружающих, так и для себя.
По сути это фильм совсем не о снежном человеке, он о людях и их взаимоотношениях - но затянутая середина очень портит восприятие.
Автор: vxga