]]>
]]>

The Abominable Snowman, 1957

Снежный человек (The Abominable Snowman, 1957)

Ученый, проводящий исследования в Гималаях, соглашается присоединиться к экспедиции, намеренной отыскать снежного человека. Ни уговоры жены, ни зловещие намеки ламы не остановили его...

Режиссер: Вэл Гест

В ролях: Форрест Таккер, Питер Кашинг, Морин Коннелл, Ричард Уоттис, Роберт Браун, Майкл Брилл, Вульф Моррис, Энтони Чинн, Фред Джонсон, Арнольд Марле

На самом деле, этот фильм называется "Отвратительный Снежный Человек", но в России название несколько упростили. Это малоизвестное творение британской студии Hammer films было создано по мотивам телевизионного минисериала "Создание" (The Creature). В дальнейшем обсуждении будет немало СПОЙЛЕРОВ, но сюжет и без них не назовешь непредсказуемым.

Первоначально была написана пьеса под названием "Создание" - ее автором был Найджел Нил, уже успевший поработать над парой фильмов о Куотермассе. В этой постановке уже появились часть актеров будущего фильма: Питер Кашинг сыграл Джона Ролласона, Арнольд Марле - мудрого тибетского ламу, Вульф Моррис - проводника Кусанга. Постановка дважды транслировалась в прямом эфире, но записи не сохранилось - только кадры, сделанные фотографом. Успех постановки был довольно относительным, некоторые критики сочли ее нереалистичной и скучной, но, тем не менее "Хаммер" решили закупить права. В качестве режиссера пригласили человека, работавшего над дилогией о Куотермассе - Вэла Геста. Это было его третья и последняя совместная работа с Найджелом Нилом.

В целом сценарий фильма следовал пьесе, но добавилось два персонажа: Хелен, жена Ролласона и его ассистент. Жену персонажу добавили по настоянию актера, игравшего эту роль, Питера Кашинга - кстати, и назвали героиню в честь его супруги. Тем самым предполагалось полнее раскрыть характер героя, подчеркнуть его одержимость поисками снежного человека, позволив зрителю увидеть ученого глазами влюбленной женщины. Попытку надо признать удачной: первая половина фильма, развивающая отношения персонажей и нагнетающая мрачные ожидания, получилась довольно драматичной. Вот позже, когда герои попадают в заснеженные горы и блуждают там минут сорок - зритель начинает скучать.

Кашинг к тому времени уже успел поработать с "Хаммер" над "Проклятием Франкенштейна", да и вообще был актером довольно опытным. Как вспоминал Вэл Гест, на площадке его прозвали "Реквизит Кашинг" - из-за способности импровизировать с реквизитом в руках: посмотрите, к примеру, эпизод, в котором герои осматривают найденный зуб йети.

Натурные съемки проходили во Французских Пиринеях, но ведущие актеры не принимали в них участия: там работала вторая съемочная группа и дублеры. Декорации монастыря использовались позднее в серии фильмов о Фу Манчу, главную роль в которых играл Кристофер Ли.

В основе фильма, с одной стороны, чувствуется свойственная ранней фантастике идея о знании, которого не стоит искать - потому что последствия будут ужасны. Нечто подобное можно обнаружить, например, у Мэри Шелли во "Франкенштейне", но в "Отвратительном снежном человеке" проскальзывают нотки, характерные, скорее, для Лавкрафта: неведомые расы, угрожающие жизни и рассудку человека... Впрочем, к концу фильма нас ждет своего рода твист, ради которого и писался сценарий: йети оказываются "хорошими", мудрыми созданиями, которые не нападают на человека - и лишь ждут, когда человечество само себя уничтожит. А подлинная опасность - это сам человек, причем как для окружающих, так и для себя.

По сути это фильм совсем не о снежном человеке, он о людях и их взаимоотношениях - но затянутая середина очень портит восприятие.


Автор: vxga
twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us