Телохранитель Киба

Bodigaado Kiba, 1993

Бывший заключенный, выйдя из тюрьмы, нанимает телохранителя, чтобы добраться до 500  миллионов йен, которые он украл у якудза. 

Режиссер: Такаши Миике

В ролях: Хисао Маки, Масару Мацуда, Дайсукэ Нагакура, Рен Осуги, Мегуми Сакита, Шинобу Танака, Такеши Ямато

Один из ранних фильмов Миике, ранее на русский, насколько я понимаю, не переводившийся. На Западе его снисходительно поругивают и, на мой взгляд, совершенно напрасно. Просто он не совсем укладывается в наши ожидания от подобного кино... 

Японцы умеют снимать фильмы о якудза стильно - даже лучше, чем американцы снимают о мафии, на мой взгляд. Поэтому зритель очередной такой драмы ждет картин красивой жизни и жестокой смерти парней, которые выглядят запредельно крутыми. Ничего подобного в фильме Миике нет: главный герой - неудачник, мелкая сошка, но и его оппоненты тоже не выглядят суперменами. Да и окружение: блеклые краски, трущобы... Это, скорее уж, в традициях "Боев без чести и человечности"  маэстро Киндзи Фукасаку, чем азиатский "родственник" того же "Крестного отца". 

Более того,  в заглавие ленты вынесено имя не преступника, который присвоил деньги, а его телохранителя-каратиста, но и здесь Миике пошел своим путем. Боев здесь будет не так много, как хотелось бы поклонникам жанра и сняты они без особого эстетизма. Режиссер принципиально не выстраивает изысканной хореографии, не превращает драку в балет. Он показывает поединки в суховатой манере, которая подошла бы едва ли не учебному фильму. Мало того: он еще и ернически дал своему фильму заглавие классической ленты 1974 года, в которой снимались Сонни Чиба и Эцуко Шихоми, звезда серии "Сестра уличного бойца". При этом Миике, похоже,  не думал снимать римейк. 

С другой стороны, пластика героев здесь очень важна - просто она "работает" менее очевидно. Посмотрите, как герой, только что выйдя из тюрьмы, встречает своего бывшего босса: тот не делает резких движений, говорит спокойным тоном - даже прикурить дает. И все-таки он излучает угрозу - настолько, что герой сразу сжимается, сутулится. 

Как ни странно, именно такой подход к теме отлично сработал. Вместо рассказа о  лощеных героях, мы получили историю обычных людей. Безумно интересно наблюдать за развитием главного героя. Из мелкого преступника он постепенно становится человеком: сравните его поведение в драке на корабле - и в финале. Магия режиссуры, которую показал Миике, заключается в том, что его персонаж так и не стал эпическим героем - он остался слабым, колеблющимся человеком. Но это уже другой человек, тот, который, возможно, сумеет вырастить в себе достоинство. Он уже мечтает не просто уйти в даль светлую с мешком денег и женщиной... "Я хочу воспитать чемпиона, которым я стать не сумел...". Ключ ко всему этому фильму не в похищении огромных денег, не в пытках и предательстве. Он в просто вопросе, которым задается главный герой. "Человек не может жить без мечты. Но достаточно ли иметь мечту, чтобы выжить?"

И еще - в этом фильме, который демонстративно пренебрегает визуально выигрышными приемами, удивительно точно выстроен ритм. Работая над переводом картины, я не раз пересмотрел ее за несколько дней - но фильм продолжал цеплять, его было не скучно смотреть вновь. Словом, кто бы и что бы не говорил - "Телохранитель Киба" можно смело включать в список удач режиссера, хотя, возможно, до его лучших шедевров он и не дотягивает. Кстати, закаленные поклонники Миике отметят, что по части насилия фильм довольно сдержанный: есть, правда, отрезание фаланги пальца, много всяких избиений - но по меркам этого режиссера все показано довольно скромно. Ну и, как не трудно убедиться, эротика тоже присутствует. 

Обзор второго фильма серии планируется на днях.