Телохранитель

]]>
]]>

Yôjinbô, 1961

Yôjinbô, 1961

Бродячий самурай приходит в город, раздираемый войной двух банд. Нанимаясь то к одной, то к другой стороне, он умудряется стравить преступников - ради того, чтоб простые люди могли жить спокойно.

Режиссер: Акира Куросава

В ролях: Тосиро Мифунэ, Тацуя Накадай, Исудзу Ямада, Даисукэ Като

Фильм не достался в рамках тематической кинорулетки в ЖЖ: разумеется, мимо темы "японская киноклассика" я не мог пройти ни под каким видом. Ну и фильм мне достался достойный...

Вообще, как культурное событие этот фильм интересен сразу в нескольких аспектах. Итак, классик японского кино ставит фильм, сюжет которого напоминает два романа классика американских нуаров: «Стеклянный ключ» и «Кровавая жатва» Дэшила Хэммета. Правда, насколько я понимаю, точного подтверждения прямого влияния книг на фильм нет, а мнения специалистов расходятся. После этого итальянец Серджио Леоне снимает свой знаменитый "За пригоршню долларов", который переосмысливает классические американские вестерны. Причем фильмы оказываются достаточно схожи, чтобы Куросава подал в суд и выиграл процесс. После этого уже американцы снимают римейк с Брюсом Уиллисом в главной роли. Видите - все начинается с предполагаемого влияния американцев и возвращается к ним же, через Японию и Италию. Лично я обожаю такие замысловатые переливы историй, мотивов, тем.

Другой разговор, что с фильмом вышла странная история: большинство отзывов на него, которое мне попадались, похоже, упускают суть фильма. Ну или я вконец ослеп и не вижу того, что перед глазами. Фильм воспринимается как классика самурайского боевика, на деле откровенно издеваясь на канонами обоих жанров. Практически каждый отклик на фильм упоминает о "благородном самурае", при том, что с точки зрения самурайского кодекса, мерзавец и негодяй в фильме ровно один: это герой Мифунэ. Для самурая остаться без хозяина - чудовищная трагедия, а уж изменить ему, предать - и вовсе нечто немыслимое. Кто-нибудь, интересно, считал, сколько раз за фильм проделал это главный герой? Не говоря уж о том, что изначально идет наниматься с намерением вести свою игру. Так что мы с вами, обычные западные люди, можем воспринимать персонажа, стравливающего бандитов, чтоб обычным людям жилось спокойно, как благородного, но для самураев он был бы подонком.

Более того - попытки банд разобраться между собой в фильме есть, об этом чуть позже, но "притеснения обычного люда" из фильма, мягко говоря, не очевидны. О них говорится, да, но не показывается и сдается мне, это была осознанная стратегия режиссера.

Поддерживает меня в этом убеждение еще и то, как показаны сами бандиты и, особенно, сцены схваток. И главный герой, и его противники показаны здесь откровенно антигероично: Мифунэ выглядит помятым, мешковатым и больше похож на алкаша с соседней улицы, чем на героя боевика. Банды выглядят и вовсе комично: словно это просто местная шпана, которая хочет казаться "крутой", на деле будучи откровенными клоунами. По сути, первый час фильма - откровенная комедия, издевающаяся над канонами боевика - как про бандитов, так и про героев-одиночек. Мифунэ здесь просто прекрасен: он чуть ли не косолапит, почесывается, передергивает плечами... И даже когда берется за меч - показывают эти сцены все равно без особой рисовки, без любования "мастерством фехтовальщика", это именно суетливые, заполошные свалки - не больше, не меньше. Даже Тацуя Накадаи, едва ли не единственный персонаж, который и правда выглядит "крутым", все равно получается слабаком и "не самураем" - потому что, без совего пистолета он никто, о чем и сам говорит в финале.

Да, во второй половине комедийной окраски уже меньше, события принимают более жестокий и кровавый оборот, но героичности от этого ничуть не прибавляется. Так что это не самурайская драма, это ее полная противоположность. Во время просмотра мне, скорее уж, вспоминались некоторые гангстерские фильмы Киндзи Фукасаку и Такаши Миике - те тоже иногда любят и "бытовухи" добавить, и героический нимб подправить.

Самое забавное, что все эти черты, которыми меня фильм и подкупает, некоторые выставляют недостатками и просчетами: нет же, это явный расчет Куросавы, отлично знавшего,чего добивается.

В плане актерской игры, операторской работы и саундтрека фильм безумно впечатляет: музыка откровенно работает на контрасте, усиливая театральную "безуминку" происходящего на экране. Оператор умудряется превратить в завораживающее зрелище нелепых и некрасивых людей, обшарпанные улочки, где постоянно дует ветер и несется пыль...

Словом, это не совсем та грань японского кино, которую я обычно предпочитаю, но это великий фильм, который обязательно останется у мне в коллекции. Ну и вообще - при наличии свободного времени к Куросаве я непременно вернусь.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us