Район Тьмы: Месть

Dark area: Revenge

Район Тьмы: Месть

Один мужчина окликнул другого темной ночью... У него горе, и он решил посидеть и выпить с первым встречным...

Режиссер: Арсений Гончуков

В ролях: Михаил Фатеев, Антон Морозов, Сергей Былинский

Как обычно, в обзоре содержится некоторое количество СПОЙЛЕРОВ, а потому рекомендую прочесть его после просмотра эпизода.

Очередная серия русского веб-сериала, подозреваю, вызовет больше всего вопросов у нового зрителя. Слишком простым выглядит сюжет, на первый взгляд, слишком недосказанным. Вся сложность серии, как мне показалось, в том, что здесь важно не что, а как.

Во-первых, если вы видели предыдущие серии цикла, то вы уже привыкли к тому, что перед нами - не детектив, где важно получить ответы на вопросы, выяснить досконально все повороты истории - перед нами, скорее, мгновенная зарисовка, в которой угол, с которого снимает камера, или то, как падает свет - полноправный компонент истории. Не говоря уж о том, что лакуны, оставленные в сюжете в расчете на размышление после просмотра - часть осознанной стратегии. Ответы вам не давались раньше и не будут даны теперь.

В данной серии, как мне показалось, важнее всего именно то, как рассказана эта история: обратите внимание, как нам показывают главного героя. Он выглядит зловеще, нависает над зрителем - чаще всего так снимают маньяков в триллерах, уже от самой работы камеры ты подсознательно ждешь того, что этот герой и его поступки окажутся страшны.

А во-вторых - и тут мои комплименты актеру, который сыграл главную роль - он интересно играет на чисто физическом уровне. Обратите внимание, как герой разговаривает с собутыльником на лавке: слова выходят с трудом, он буквально выдавливает их, но этот эффект возникает не за счет одной только интонации, а за счет напряжения всего тела, игры на физическом уровне - что, на мой взгляд, у русских актеров встречается не так часто, как хотелось бы. Но, кстати, интонации тоже хороши: здесь напрочь нет переигрывания, театрального подчеркивания страстей, что изобразить всегда проще, но в кадре это работает хуже. Словом, отлично сыграно. Снимался в этой роли, кстати, Михаил Фатеев, в фильмографии которого есть неплохой отечественный триллер "Метро".

За счет этого сочетания - того, как нам показывают персонажа и того напряжения, которое он передает своей игрой, и возникает уникальная атмосфера эпизода: вроде бы, в кадре не происходит ничего особенного и нет оснований ждать взрыва... Но потом он все-таки случается.

Истолковать финал можно по-разному, он намеренно оставлен открытым для интерпретаций: можно, к примеру, решить, что герой таки нашел преступника, пусть и совершенно случайно - и покарал его. Но, как мне кажется, вероятнее то, что он случайно зацепился взглядом за другого пьяного водителя - и убил его, так сказать, превентивно. А потом, не без жалости, завалил и своего нового знакомца, просто как свидетеля.

Вся предыдущая манера показа этого персонажа, вся атмосфера серии и ведет к подобной кульминации, в которой мы подсознательно воспринимаем героя не как конкретного, живого человека, а как некую силу, почти мистическую, схожую, скорее, с героями наиболее мрачных комиксов (того же "Ворона", например), но вписанного при этом в нашу с вами реальность. Именно в этом эффекте и есть, на мой взгляд, суть истории, а вовсе не в ответе "убийца - дворецкий".

Комментариев: 3
  1. 2016-06-01 в 04:39:59 | Василий Пупкин

    Откровенно слабая серия.

    Разве что связи с первым и вторым эпизодом немножко скрашивает уныние городской бытовухи.

    Если до этого хоть какие-то мелочи и подстёгивали думать над, хм, сюжетными лакунами, то после этой серии возникает единственный вопрос - "И чо?"

    p.s. А еще он дворе шумел в начале серии, катаясь на скрипучей карусельке. Ууу, не нашлось на него главного героя второй серии...

  2. "И что?" - то, что в сериале постепенно образуется этакое "плетение историй", когда сюжеты перетекают в друг друга и настоящую развязку истории мы можем узнать на несколько эпизодов позже: как это было с абсурдным, на первый взгляд, фрагментом про штопор в первой серии. Лично мне подобный эффект мозаики очень нравится.

  3. 2016-06-03 в 00:15:42 | Василий Пупкин

    Т.е. я так понимаю, что вы полагаете, что тема с мотивацией главного героя будет раскрыта в следующих сериях или объяснена именно "переплетением" с сюжетом одного из будущих эпизодов?

    Проблема этой серии не в том, что у меня возник вопрос "И чо?" после просмотра, а в том, что на фоне предыдущих трех она (на данный момент) смотрится самой скучной и слабой. Ну вот вообще эти посиделки ночные с дрожащим голосом не впечатлили, даже первая серия как-то это самое...

    Не могу сказать, что главный герой показался какой-то мрачной силой, этаким аватаром зла - во-первых, про приземленность и бытовуху я уже писал, как-то не вписывается подобная околомистика в дух сериала, во-вторых, какое же абсолютное зло из-за личной драмы?

    Мелочное какое-то, пьяное злишко я бы даже сказал...

    В общем, как-то вот после орденоносной предыдущей серии не то, что ли...

    Эпизод со штопором был неплох как этакий "якорь", сильно контрастирующий со всем остальным содержанием своей абсурдной нелепостью и неуместностью, а в этой серии я так и не нашел для себя ничего интересно, кроме сквозного появления персонажа из второго эпизода...