Возвращение живых мертвецов

]]>
]]>

The Return of the Living Dead, 1984

The Return of the Living Dead, 1984

В провинциальном похоронном бюро хранятся канистры с трупами - теми самыми, которые несколько лет назад ожили и принялись нападать на людей. Как оказалось, те события были результатами неудачного военного эксперимента с боевыми газами. А это значит, что повреждать такую канистру не стоило даже годы спустя...

Режиссер: Дэн О’Бэннон

В ролях: Джеймс Карен, Клу Гулагер, Джеймс Карен, Том Мэтьюз, Линни Куигли

Я уже бегло писал обо всем этом цикле, но, разумеется, он достоин большего внимания. Вот и приступим - с самого начала, с первого фильма, который стал одной из самых яркий комедий ужасов и, к тому же, оказал огромное влияние на всю массовую культуру. Достаточно напомнить, что представление о зомби, как об охотниках за чужими мозгами возникло именно в этом фильме.

Итак, Дэн О’Бэннон сценарист "Чужого" и "Жизненной силы", впервые сел в режиссерское кресло, чтобы поработать над этим фильмом. Он стал продолжением "Ночи живых мертвецов", картины, уже тогда ставшей культовой. Цимес ситуации в том, что в основе первоначального замысла лежал сценарий Джона А. Руссо, соавтора Ромеро по культовой классике, который, по моему ощущению, всю оставшуюся жизнь доказывал, что тоже заслужил успех - но добился значительно меньшего. Так и здесь: Руссо в интервью любит заявить, что большая часть идей фильма принадлежит ему, но в подробности, похоже, не очень любит вдаваться. Более того, судя по его немногочисленным оговоркам, из его версии сценария могли позаимствовать не так и много. Есть ощущение, что его сотрудничество понадобилось, в основном, для того, чтобы придать "легитимности" статусу продолжения "Ночи живых мертвецов". Различия с мифологией Ромеро, кстати, обошли просто и довольно элегантно: поскольку те события были результатом неудачного эксперимента военных, то правду засекретили, а то, что рассказано в "Ночи..." - не более, чем дошедшие до простого населения искаженные слухи. Как бы то ни было, в детстве, после первых просмотров фильма, мне не особенно-то и верилось, что "Возвращение..." - продолжение именно "Ночи...". Ходили даже упорные слухи, что на самом деле, был какой-то другой фильм, "настоящая первая серия"...

Как бы то ни было, чем фильм подкупает сейчас, много лет спустя, так это своим уникальным тоном и игрой на ожиданиях зрителя. Многие части фильма - самый, что ни на есть "шаблон" жанра, но создатели, чаще всего, находят довольно неожиданный подход. К примеру, знаменитая "сцена на кладбище" - подростки устраивают гулянку среди могил, с плясками голышом на одном из надгробий (Линни Куигли в чем мать родила помнят, наверное, даже те, кто забыл весь остальной фильм). Понятно, что мы вправе ожидать истории о "расплате за осквернение", но на деле кладбище как таковое оказывается покинуто достаточно быстро и события развиваются совершенно не в рамках этой традиции. Более того, в какой-то момент герои оказываются заперты в доме, который штурмуют толпы мертвецов: это воспринимается не просто как "осадный хоррор", а как прямая аналогия с "Ночью..." - но и тут авторы быстро свернули на новую дорожку, не стал тщательно копировать предшественника.

Фильм запоминается в первую очередь как комедия, из-за множества гротескных деталей, персонажей, сцен - тут и сотрудник морга, добрейшей души человек, который слушает нацистские гимны в наушниках, и зомби, требующий прислать подкрепления... Но, при этом, в фильме немало и действительно жутких сцен - причем жутких не за счет натурализма - или не только за счет его. Больше всего в этом плане запоминается сцена "допроса" зомби, когда привязанный к столу труп объясняет, зачем зомби охотятся за мозгами. И, особенно поразившая меня во время последнего пересмотра, сцена, в которой один из главных героев, будучи уже мертв, но еще не обратившись окончательно, расписывает свои ощущения. Если вдуматься, попытаться прочувствовать, то это невероятно тяжелый в психологическом отношении эпизод - отлично сыгранный и поставленный, к тому же.

Что еще меня поразило, так это не соответствие славы "сатирического фильма", которую создали ему критики и тому. что действительно показано на экране. "Сатиру", в основном, выводят из действий военных, которые предпочли снести с лица земли зараженную территорию, уничтожив не только зомби, но и гражданских. В результате они, как это четко показано в фильме, запустили всю реакцию заново - и, скорее всего, только ухудшили ситуацию, с которой пытались бороться. Но есть одна проблема... смеяться над военными можно сколько угодно - но их действия вполне логичны, а то, что мертвецы переживут даже удар ракеты - вряд ли можно было ожидать. Отмечу, что действия героев в начале фильма, по сути, идентичны: "раз даже расчленение трупа не помогает - давайте его сожжем". Более того - сами кадры последствий (выпадение осадков, зараженных этим веществом, воскрешение зомби) в обоих случаях не просто похожи, они повторяются - тем самым закольцовывая ситуацию.

Возможно, именно в этом - самый необычный аспект мифологии фильма - по сути, это рассказ о патовой ситуации выхода из которой нет. Даже расчленив зомби, ты его не остановишь - каждая часть тела живет своей жизнью. Сожги его, развей пепел - и пресловутое вещество выпадет в виде осадков, воскрешая все вокруг. По сути, это, возможно, самое яркое нарушение "правил игры" в рамках данного фильма: чаще всего, сценаристы таки оставляют выход для героев. Словом, не вижу здесь сатиры - действия персонажей, в обоих случаях, вполне адекватны - неадекватной оказывается сама ситуация.

Ну и последнее, о чем хотелось бы сказать - само настроение фильма и то, как его воспринимают: часто встречается заявление, что сценарий фильма не продуман, что он разрывается между серьезным "ужастиком" и комедией. На мой взгляд, это не так: конечно, если сесть смотреть его с определенной установкой (на "серьезный" хоррор или комедию - неважно), то можно испытать некоторый диссонанс. Но, если смотреть фильм без подобной "предварительной настройки", то становится заметно, что это вполне цельное произведение, а игра на ожиданиях зрителя - не просчет сценариста, а напротив - часть удовольствия от просмотра.

Словом - оригинальный, дерзкий, смешной и страшный фильм, который с удовольствием смотрится до сих пор, уже и не помню, в который раз.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us