Мумия (1932)
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Артур Байрон, Борис Карлофф, Дэвид Мэннерс, Карл Фройнд, Мумия, Цита Йохан, Эдвард Ван Слоун
The Mummy, 1932
Имхотеп, жрец Древнего Египта, заживо превращенный в мумию, возвращается к жизни, чтобы обнаружить в современном мире новое воплощение своей возлюбленной.
Режиссер: Карл Фройнд
В ролях: Борис Карлофф, Цита Йохан, Дэвид Мэннерс, Артур Байрон, Эдвард Ван Слоун
По сути, это - мой любимый из "классических ужастиков Universal". Студийные боссы посмотрели на успех "Дракулы" с Бела Лугоши, прикупили пьесу под названием "Калиостро" и переписали ее под тематику Древнего Египта, который как раз тогда был свежей сенсацией и не сходил со страниц газет. Сюжетная схема и правда похожа на экранизацию Стокера: древний монстр в современном мире находит новую любовь... То, что в одном случае у нас вампир, а во втором - ожившая мумия, на самом деле - не так уж и важно.
Но самое интересное не в этом: взяв чужие наработки их сумели довести до совершенства, попутно удалив немногие недостатки фильма Браунинга о валашском кровопийце. С одной стороны получилась идеальная, очень атмосферная и, по-своему, трогательная история любви - в какой-то степени это парафраз "Красавицы и чудовища": возлюбленная смогла полюбить Имхотепа даже в его новом, жутковатом обличье, в ней проснулась память прежних времен, но... Как выяснилось, в данном случае, Чудовище не станет превращаться в прекрасного принца, а, скорее, намерено сделать из Красавицы свое подобие... И на это его возлюбленная пойти не смогла.
В каком-то смысле этот фильм оказался прозорливее множества современной дешевой мистики: ужас не в том, чтобы полюбить монстра, а в том, что он захочет сделать вас своим подобием.
Интересен фильм и еще одним. Вам кажется, что он устарел и не страшен? Это не так, просто ужас "Мумии" работает на совсем другом уровне. Пересмотрите сцену, в которой главные герои наконец понимают, что стоящий перед ними египтянин, на самом деле - ожившая мумия человека, который родился тысячелетия назад. Попробуйте поддаться актерской игре и прочувствовать само это состояние, которые актеры передают весьма точно. Невозмутимый, почти светский разговор и поистине лавкрафтовский ужас, который ощутим в их беседе. Прекрасный и очень тонко сделанный эпизод.
Разумеется и актерская игра Карлоффа работает на этот эффект: насколько я могу судить, это первый раз, когда в фильмах ужасов возникает "не-игра", подчеркнуто спокойное, невозмутимое поведение - просто взгляд в камеру, без внешних проявлений игры... но при этом он вызывает большее ощущение угрозы, чем экспрессивное и яростное поведения многих других чудовищ. На схожем приеме основывался образ Пинхэда в первых фильмах "Восставших из ада".
Стоит отметить еще один интересный прием, который упоминают многие, но, похоже, не все осознают его символичность. "Воспоминания" Имхотепа о Древнем Египте подаются в характерной манере немого кино: с преувеличенной выразительностью актерской игры, с другой скоростью съемки... Но, при этом режиссер фильма - никто иной как Карл Фройнд, оператор, который в Германии работал над многими знаковыми фильмами немецкого импрессионизма, то есть хоррора предыдущей эпохи. И он же теперь начинает карьеру заново: в новом качестве, в новой стране, с истории "эмигранта", который пытался навязать окружающим свою волю и жить так, как привык.
Ну и напоследок: как рассказывают, у Фройнда категорически не сложились отношения с исполнительницей главной роли, Цитой Йохан. Он пытался заставить ее сниматься обнаженной, возможно, надеясь, что она откажется и уйдет с проекта - но она согласилась, с условием, что режиссер протащит эти кадры через цензуру. Разумеется, не срослось, но наряды в которых она щеголяет ближе к финалу картины, выглядят по тем временам довольно откровенно.
В любом случае - люблю фильмы ужасов той эпохи и считаю, что этот был одним из лучших. И, на мой взгляд, игра Карлоффа здесь гораздо выразительнее, чем во "Франкенштейне", который уступает этой ленте во всем, кроме статуса.