]]>
]]>

The Mummy, 1932

The Mummy, 1932

Имхотеп, жрец Древнего Египта, заживо превращенный в мумию, возвращается к жизни, чтобы обнаружить в современном мире новое воплощение своей возлюбленной.

Режиссер: Карл Фройнд

В ролях: Борис Карлофф, Цита Йохан, Дэвид Мэннерс, Артур Байрон, Эдвард Ван Слоун

По сути, это - мой любимый из "классических ужастиков Universal". Студийные боссы посмотрели на успех "Дракулы" с Бела Лугоши, прикупили пьесу под названием "Калиостро" и переписали ее под тематику Древнего Египта, который как раз тогда был свежей сенсацией и не сходил со страниц газет. Сюжетная схема и правда похожа на экранизацию Стокера: древний монстр в современном мире находит новую любовь... То, что в одном случае у нас вампир, а во втором - ожившая мумия, на самом деле - не так уж и важно.

Но самое интересное не в этом: взяв чужие наработки их сумели довести до совершенства, попутно удалив немногие недостатки фильма Браунинга о валашском кровопийце. С одной стороны получилась идеальная, очень атмосферная и, по-своему, трогательная история любви - в какой-то степени это парафраз "Красавицы и чудовища": возлюбленная смогла полюбить Имхотепа даже в его новом, жутковатом обличье, в ней проснулась память прежних времен, но... Как выяснилось, в данном случае, Чудовище не станет превращаться в прекрасного принца, а, скорее, намерено сделать из Красавицы свое подобие... И на это его возлюбленная пойти не смогла.

В каком-то смысле этот фильм оказался прозорливее множества современной дешевой мистики: ужас не в том, чтобы полюбить монстра, а в том, что он захочет сделать вас своим подобием.

Интересен фильм и еще одним. Вам кажется, что он устарел и не страшен? Это не так, просто ужас "Мумии" работает на совсем другом уровне. Пересмотрите сцену, в которой главные герои наконец понимают, что стоящий перед ними египтянин, на самом деле - ожившая мумия человека, который родился тысячелетия назад. Попробуйте поддаться актерской игре и прочувствовать само это состояние, которые актеры передают весьма точно. Невозмутимый, почти светский разговор и поистине лавкрафтовский ужас, который ощутим в их беседе. Прекрасный и очень тонко сделанный эпизод.

Разумеется и актерская игра Карлоффа работает на этот эффект: насколько я могу судить, это первый раз, когда в фильмах ужасов возникает "не-игра", подчеркнуто спокойное, невозмутимое поведение - просто взгляд в камеру, без внешних проявлений игры... но при этом он вызывает большее ощущение угрозы, чем экспрессивное и яростное поведения многих других чудовищ. На схожем приеме основывался образ Пинхэда в первых фильмах "Восставших из ада".

Стоит отметить еще один интересный прием, который упоминают многие, но, похоже, не все осознают его символичность. "Воспоминания" Имхотепа о Древнем Египте подаются в характерной манере немого кино: с преувеличенной выразительностью актерской игры, с другой скоростью съемки... Но, при этом режиссер фильма - никто иной как Карл Фройнд, оператор, который в Германии работал над многими знаковыми фильмами немецкого импрессионизма, то есть хоррора предыдущей эпохи. И он же теперь начинает карьеру заново: в новом качестве, в новой стране, с истории "эмигранта", который пытался навязать окружающим свою волю и жить так, как привык.

Ну и напоследок: как рассказывают, у Фройнда категорически не сложились отношения с исполнительницей главной роли, Цитой Йохан. Он пытался заставить ее сниматься обнаженной, возможно, надеясь, что она откажется и уйдет с проекта - но она согласилась, с условием, что режиссер протащит эти кадры через цензуру. Разумеется, не срослось, но наряды в которых она щеголяет ближе к финалу картины, выглядят по тем временам довольно откровенно.

В любом случае - люблю фильмы ужасов той эпохи и считаю, что этот был одним из лучших. И, на мой взгляд, игра Карлоффа здесь гораздо выразительнее, чем во "Франкенштейне", который уступает этой ленте во всем, кроме статуса.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us