Лорна - экзорцист (Изгнание дьявола)

]]>
]]>

Les possédées du diable

Les possédées du diable

Годы назад он заключил договор с ведьмой по имена Лорна: в обмен на богатство, он пообещал ей отдать свою дочь, тогда еще даже не зачатую. И вот теперь ведьма пришла за повзрослевшей девушкой.

Режиссер: Джесс Франко

В ролях: Памела Стэнфорд, Ги Делорм, Лина Ромэй, Джесс Франко, Говард Вернон

Так уж вышло, что этот фильм я посмотрел - и, соответственно, обозреваю вне хронологии фильмографии Франко - но зато он оказался одним из самых неожиданных и любопытных произведений режиссера. Правда, чтобы оценить его в полной мере, надо быть сравнительно насмотренным франкофилом.

На этот раз русскоязычные сайты врут больше обычного: кинопоиск обозвал фильм "Изгнание дьявола", хотя французское название, приведенное рядом гласит "Одержимость дьяволом". Википедия дает общепринятое название "Лорна - экзорцист", но зато, мягко говоря, перевирает сюжет. И это при том, что сам по себе фильм - сравнительно популярный среди ценителей Франко.

Самое удивительное, что в основе фильма лежит вполне типичный сюжет детской сказки вроде нашей "Варвара-краса, длинная коса". Обещание отдать своего ребенка (фактически, принести его в жертву) в обмен на некоторые блага, явное нежелание выполнять обещание и попытки обмануть волшебного оппонента... Все эти сюжетные ходы неплохо известны и, в принципе, на их основе легко выстраивается неплохой готической ужастик, но Франко пошел другим путем. На этой основе, жертвуя внятностью изложения сюжета каждый раз, когда это выгодно для создания атмосферы, режиссер создает довольно замысловатую и очень извращенную конструкцию. Судите сами: мужчина изменяет своей жене, заключает "договор с дьяволом" через посредничество ведьмы, которая прямо ему заявляет: "Сама я не могу зачать ребенка, но ты должен прийти домой и сразу заняться любовью со своей женой. Тогда, через ваше удовольствие и мое посредничество, вы зачнете моего ребенка. По прошествии 18 лет, ты обязан мне его отдать". Мужчина выполняет инструкции, у него рождается дочь - и, в нужный срок, ведьма пытается не просто забрать девушку, но сначала еще и соблазнить ее, тем самым передав ей свои силы. Когда нечто (из фильма непонятно, сама это ведьма или некая другая сущность) таки переселяется в героиню, она соблазняет своего отца и закалывает его кинжалом. Как видите, вместо детской сказки перед нами предстает мрачнейшая история инцеста, да еще и сразу на нескольких уровнях.

При этом, эротические сцены будут занимать на экране значительно больше места, нежели изложение сюжета как таковое: достаточно сказать, что первые минут девять на экране мы видим только сомнабулическую лесбийскую сцену между Стэнфорд и Ромэй, о героинях которых мы на тот момент вообще ничего не знаем. Что вообще происходит и как связаны эти персонажи - во всем этот зритель толком разберется только к концу первого часа просмотра.

Впрочем, во мрачности этой картины есть и свои просветы: сам Франко предстает перед нами в образе директора психиатрической клиники, судя по всему, отставного любовника Лорны, который "лечит" странную, одержимую больную. Она расхаживает в белой блузке и с голым задом, каким-то образом она связана с Лорной - зато никак не связана с основным сюжетом. С другой стороны, в этой сюжетной линии явно чувствуется влияние "Дракулы" - в частности, безумная женщина не может не напомнить Рейнфильда. Сцены эти, по-своему, забавны и немного разряжают атмосферу фильма своей странностью.

Что касается задействованных в фильме актеров, то Франко, как обычно, предпочитает собирать вокруг себя знакомые лица. Памела Стэнфорд, которой сделали запоминающиеся "большие глаза" находится здесь еще в самом начале карьеры, впереди у нее немало ролей у Франко и прорва "нациспло". Если честно, то на всем протяжении первого просмотра фильма я так и не смог определится - раздражает меня ее грим с этими безумными глазами или, все-таки, завораживает. Ги Делорм играл во многих историко-приключенческих фильмах, вплоть до одной из постановок "Трех мушкетеров", в нескольких комедиях с де Фюнесом, его заносило даже в русское кино ("Тегеран-43"). Здесь его персонаж вполне уместен и воспринимается даже более... реалистичным, наверное, чем большинство героев Франко. У Говарда Вернона на этот раз лишь небольшое камео, но на редкость забавное. Лина Ромэй играет девушку, ставшую "яблоком раздора", как обычно, она охотно разоблачается на экране... В том, что касается ее игры, то более всего запоминается финальная сцена: героиня, видимо, под влиянием некоей мистической силы, только что соблазнившая и убившая собственного отца, очнулась и... Она истошно кричит, корчась на кровати - эти простые кадры становятся одновременно и страшными, и смешными.

Словом, сам по себе фильм получился довольно типичным для творчества Франко парадоксом: "мимохожий" зритель в процессе просмотра рискует озвереть и еще раз сделать вывод, что Франко - бездарь. Но поклонникам режиссера, которые уже привыкли к его манере, открывается совсем иной - мрачный, пугающий и притягательный фильм. Напоследок напомню, что на сайте уже публиковалась альтернативная рецензия на этот фильм, написанная другим автором.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us