Кровавый судья (Ночь кровавого монстра)

]]>
]]>

Il trono di fuoco (1970)

Памяти Кристофера Ли

Il trono di fuoco (Bloody judge, 1970)

Лорд Джеффрис сурово судит любые преступления - будь то колдовство или измена стране. А во времена восстания Монмута, когда мятежники пытались свергнуть короля Якова II, судить ему приходилось многих. К примеру - сына лорда Уэссекса и его возлюбленную, сестру казненной ведьмы.

Режиссер: Джесс Франко

В ролях: Кристофер Ли, Мария Шелл, Лео Генн, Мария Ром, Маргарет Ли, Говард Вернон

Сразу стоит сказать о названии: "Ночь кровавого монстра" - название, придуманное немецкими прокатчиками, которое сам Франко находил невероятно глупым. Кристофер Ли, узнав, что фильм показывают с таким названием, по его словам "сначала хотел отрицать, что он вообще в нем снимался" - тем более, что он согласился сыграть эту роль как раз для того, чтобы уйти от стереотипа "хаммеровских" ужастиков, которые тогда уже начали его порядком раздражать. "Il trono di fuoco" ("Огненный трон", насколько я понимаю)- название, вымышленное итальянскими прокатчиками, сам режиссер находил его менее глупым, чем немецкое, но ненамного. "Кровавый судья", с его точки зрения - идеальное название фильма, тем более, что, по его же словам, "более-менее образованный англичанин сразу понимает, к кому относится название". Насколько я понимаю, это примерно тоже самое, что в России назвать фильм "Грозный царь" - большинство отсылку уловит сразу.

Одним переименованием дело не обошлось, фильм резали и переделывали как хотели, в результате появилось, как минимум, пять разных версий, продолжительностью от 84 до 97 минут. Версия, которая гуляет на dvd продолжается 1 час 42 минуты.

По сути, с точки зрения жанра - типичный фильм "плаща и шпаги": есть некий злодей, облеченный власть, есть благородный юноша, который с ним борется и красивая девушка, за которую они соперничают. Честно говоря, сам расклад и принцип организации сюжета напоминают "Главный охотник на ведьм" ("Великий инквизитор") с Винсентом Прайсом - даже странно, что фильмы не сопоставляют при каждом удобном случае. Учитывая, что филмь Франко вышел всего на два года позднее, я почти уверен, что связь здесь есть. С другой стороны, жанр в принципе не предполагает особого разнообразия.

Разумеется, Джесс Франко, снимая этот фильм не обошелся без некоторого количества обнаженки и пыток - в одной из сцен даже персонаж Кристофера Ли начинает оглаживать бессильную перед его властью девушку по выпуклым местам. Разумеется, на экране мы видим только руки героя - и, разумеется, это конечности дублера, а не самого Ли. Франко четко и не раз говорил в интервью, что Кристофер Ли, снимаяясь в его картинах, понимал необходимость кровавых и скользких эпизодов - он просто не желал принимать в них участие лично. Что касается самого актера, то в своем интервью, записанном, правда, на много лет позднее выхода фильма, он говорит, что и пытки и эротические кадры снимались, когда он уже покинул съемки, закончив свою часть работы. Более того, по его утверждениям, узнав от знакомых, что на экране в этом фильме такое творится - звезда хоррора решил вообще не смотреть эту картину. Надо сразу отметить, что по меркам современного кино (да и по меркам самого Франко, даже для тех лет) ничего особенно выдающегося в фильме не продемонстрировали.

Но, к слову сказать, это была не единственная тема, в которой мнения звезды и режиссера не совпали: в частности, Кристофер Ли хотел сыграть своего персонажа как можно ближе к реальной истории. В частности, как он упоминает в интервью, его героя постоянно мучают боли, и, если присмотреться к игре актера, то можно заметить, как он передает этот состояние. Более того - именно поэтому, к некоторому раздражению Франко, Ли, по большей части, оставался неподвижен в своих сценах. С другой стороны, как подчеркивает актер, сам по себе судья Джеффрис - человек умный, но раздвоенный на манер Джекилла и Хайда: то он играет на клавесине и завораживает обаянием, то начинает, без особых разбирательств, отправлять бунтовщиков на казнь. Вообще, если проследить за фильмом повнимательнее, то становится заметно как актер и режиссер перетягивали фильм вообще и героя в частности - каждый в свою сторону. При этом нельзя забывать, что они искренне уважали друг друга. Ли говорил о Франко: "Он был очень умным и знающим режиссером, но очень недооцененным. У него никогда не было достаточно большого бюджета или достаточно хорошего каста." Тем не менее, вместе они сделали семь фильмов - от "Эжени" по мотивам де Сада до "Падения орлов", где сэр Кристофер играл последователя нацистской идеологии и "Графа Дракулы".

Говоря об актерах нельзя не упомянуть и Говарда Вернона в роли палача: этот персонаж был своего рода посвящением Борису Карлоффу - патриарх хоррора играл подобного героя в "Башня смерти" (1939).

Что касается фильма в целом, то здесь есть, условно говоря, три сюжетные линии, которые переплетаются между собой. Это рассказ о судье, которого играет Кристофер Ли, рассказ о молодой парочке, которую он преследует и рассказ о восстании против короля. Если бы картина была сосредоточена на первой сюжетной линии, то она могла бы получится сильнее, так как мелодраматическая сюжетная линия выглядит довольно банально, а историческая попросту дана слишком скомкано, чтобы представлять отдельную ценность. Битва была снята, правда, неплохо: за счет того, что Франко посчастливилось дешево взять на прокат лошадей, костюмы и пушки.

В целом, неплохой представитель жанра, не хуже других, снятых примерно в те же годы: вышеупомянутый "Великий Инквизитор", на мой взгляд, смотрится скучнее. Ну и, конечно, поклонникам Ли его пропускать не стоит, актер здесь играет весьма любопытно.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us