]]>
]]>

Эжени / Eugénie (1970)

Невинная девушка приезжает в гости к богатой подруге - чтобы стать игрушкой в руках развращенных аристократов, поклонников философии маркиза де Сада

Режиссер: Джесс Франко

В ролях: Мария Ром, Мари Лильедаль, Джек Тейлор, Кристофер Ли, Пауль Мюллер, Энни Каблан, Мария Луиза Понте, Ута Далберг, Херберт Фукс, Нино Корда, Мари Лильедаль

Первое, что стоит сказать - не обольщайтесь, полноценной экранизацией де Сада этот фильм назвать сложно. Джесс Франко снял нечто "по мотивам", причем довольно отдаленным. Заимствована общая идея: богатая аристократка развращает свою девственную подругу - источником вдохновения послужила "Философия в будуаре", что подтверждают имена персонажей: Сент-Анж, Дольмансе. Только вот незадача - характеры у них совершенно иные.

В первую очередь, в книге они герои были аристократами - умными, но циничными и развращенными, гордыми от осознания собственной вседозволенности. Герои фильма на подобных философов ну никак не тянут - особенно персонаж Джека Тейлора: вы меня извините, но он прямолинейный мужлан, тогда как персонажам маркиза, в известной мере, была свойственна утонченность. Да и философией она заниматься не склонны - тогда как одной из характерных особенностей писаний маркиза была болтливость персонажей, доходившая до комичности - они умудрялись трахаться, не прерывая философствований.

Отличается и характер самой Эжени - в книге она радостно и с энтузиазмом воспринимала поучения развратников и тут же претворяла их в жизнь. В фильме ее до самого конца обманывают, опаивают наркотиками, по сути насилуют. Это, кстати, коренное расхождение с философией де Сада - для его героев люди делятся на "своих", таких же преступников и извращенцев и "чужих", которые рассматриваются только как рабы, игрушки, ходячие услады для страстей. По своеобразному "кодексу чести" злодеи де Сада "своих" не трогали - а будь Эжени им чужой, они бы и вовсе не цацкались.

Увидев в титрах имя великого Кристофера Ли - не обольщайтесь. Всего метража с его участием в фильме хорошо, если минут десять, хотя роль он играет довольно важную. Он несколько раз появляется как предвестник зловещих событий, и потом, во время грандиозного финала возвещает подлинную суть событий. Развязка, к слову, одна из самых сильных сторон фильма - она монументальна и неожиданна. Мне даже вспомнился "Плетеный человек" - благо там Кристоферу выпала схожая задача. С другой стороны, в его грозной невозмутимости и размеренном, зловещем голосе слышны интонации будущего Пинхэда из "Восставших из ада". Как видите - более, чем достойные образцы для сравнения.

Фильм, если исходить из его атмосферы, плоть от плоти традиции итало-испанского хоррора: мотив зловещих "снов" Эжени и сама атмосфера соответствующих сцен неуловимо напомнили мне Дарио Ардженто и Лючо Фульчи, а уже упоминавшаяся развязка и вовсе попахивает джалло, на мой непросвещенный вкус.

Напоследок не могу не упомянуть еще два существенных расхождения с литературным первоисточником. Во-первых, по сравнению с романом де Сада фильм Франко выглядит практически целомудренным - никаких особо откровенных сцен вы там не увидите. А во вторых, порок, который терпит поражение, который наказан в финале - для де Сада это почти немыслимо.

Так что, если вы расцениваете фильм как экранизацию де Сада, то она бесспорно не удалась. А вот если смотреть фильм как самостоятельное произведение, то он достаточно интересен: игрой актеров, необычной атмосферой, уже упоминавшейся развязкой, наконец.... Франко, одним словом, не подвел.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us