Якудза третьего ранга
Shin daisan no gokudô - boppatsu Kansai gokudô sensô (1996)
Рейдзиро Масаки получает неожиданное предложение: перейти в клан якудза, с которым он раньше враждовал и занять довольно высокое положение. Но такая его карьера устраивает далеко не всех.
Режиссер: Такаши Миике
В ролях: Такеши Цезар, Кэёсиро Кодзима, Киёси Накадзё, Масахико Саката, Кодзи Симидзу, Харуми Сон
Говоря о Такаши Миике важно не впасть в заблуждение, которое широко гуляло в свое время по отечественной кинокритике: он вовсе не какой-то авангардист или новатор. Строго наоборот: Миике - крепкий профессионал, который открыто говорит в своих интервью: "Если мне выпадает возможность сделать фильм - почему я должен от нее отказываться?" Именно этим и объясняется его широчайший жанровый диапазон.
С другой стороны, говоря о его творчестве, нельзя не упомянуть еще одну особенность, за которую его действительно стоит уважать: практически в любом его фильме, даже проходном, есть интересные идеи - иногда лежащие на периферии действия иногда находящиеся на виду.
В данном случае, мы имеем дело с гангстерской драмой - жанром в Японии довольно популярном, который разные режиссеры приспосабливали для разных целей. На ранних этапах якудза чаще всего идеализировали, потом появились ленты, режиссеры которых получали угрозы от обиженных бандитов. Положение данного фильма Миике, скорее, промежуточное: он не пытается выставить всех якудза благородными, но главный герой - фигура, не лишенная романтической дымки. Особенно отчетливо это видно в лучшей, пожалуй, сцене фильма: эпизоде встречи боссов якудза, на которой должны решить - оставить герою его высокий пост или заменить на другого, ставленника из рядов самого клана. Предложив сопернику сыграть в русскую рулетку и бестрепетно нажав на курок в свой черед, герой заставляет конкурента показать свою трусость и ложную крутизну. Отлично поставленный и сыгранный эпизод, который мог бы украсить любую гангстерскую драму - считая ее итало-американские образцы.
Но этот эпизод, все-таки, вполне вписывается в каноны жанра. Гораздо ярче подчеркивает любовь Миике к неожиданным экспериментам совершенно другой персонаж: трансвестит, который помогает герою ближе к финалу. Неожиданный, смешной персонаж - как раз за такие фортеля многие, включая меня, и любят фильмы Такаши Миике.