]]>
]]>

The Hobbit: An Unexpected Journey, 2012

Простой хоббит Бильбо Бэггинс оказывается неожиданно вовлечен в путешествие с гномами и волшебником Гэндальфом. Они намерены, не больше и не меньше, как выступить против дракона, который покорил много лет назад царство гномов, Эребор.

Режиссер: Питер Джексон

В ролях: Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитедж, Энди Серкис, Кейт Бланшетт, Хьюго Уивинг, Элайджа Вуд, Кристофер Ли, Иэн Холм, Сильвестр МакКой, Ману Беннетт

Год назад, когда я впервые посмотрел этот фильм в кинотеатре, у меня осталось двойственное впечатление. Кстати, если это важно, я видел его в 3D, но не в формате 48 кадров. Итак, выйдя из зала, я понял, что фильм напрочь не попал в мои ожидания, но все-таки понравился. Как и большинство зрителей я хотел вернуться в мир "Властелина колец", но этого не получилось. В "Хоббите" перед нами предстало то же Средиземье - но с другого ракурса, так сказать. Уже тогда у меня возникло ощущение, что мне нужно остыть, переждать - и посмотреть еще раз, чтобы понять "Хоббита" самого по себе - а не мои ожидания от него. 

Год спустя, при повторном просмотре, эта догадка себя подтвердила: теперь, когда я мог посмотреть "Хоббит" сам по себе, а не сравнивать постоянно со своими ожиданиями - я понял, что фильм великолепен. Причем, Джексон умудрился попасть в ту же самую ситуацию, что и с первой трилогией: чем лучше вы знаете Джексона, тем большее восхищение вызывает его работа. Люди, видевшие книги Профессора только на книжной полке, склонные кричать о растягивании материала и выдумках режиссера. Я, знающий и любящий творчество Толкина довольно давно, могу вас заверить, что выдумок как таковых там нет, хотя кое-где смещены акценты.

Вы возмущаетесь Радагастом и его ездовыми зайцами? Не припомните такого персонажа в книге "Властелин Колец" - Том Бомбадил. Из экранизации его выкинули, чем вызвали возмущение толкинистов - теперь мы получили подобного персонажа в "Хоббите", где он, кстати, в каком-то смысле уместнее. Более того - этого до безумия уютного дядьку играет Сильвестр МакКой  - бывший Доктор Кто, если вы забыли. 

Примерно из той же оперы - поведение гномов. Они- парни простые, склонные к дурацким шуткам и швырянию посуды и еды.. В расширенной версии мы и вовсе увидим, как они голышом купаются в фонтанах Ривенделла. Многие на это фыркали, но... Ребята, насколько я помню первоисточник, в книге шутниками и резвунчиками были... эльфы. Представляете себе вой зрителя, если бы нам показали Элронда, склонного к поскакушкам и хиханькам? Вместо того эпического витязя, который так красиво шуганул гномов, возвращаясь с охоты на орков?

Еще один не дающий всем покоя вопрос - пресловутые добавления. Ребята, там вообще нет отсебятины, насколько я могу судить, но чтобы оценить их - надо знать происхождение самой повести "Хоббит" и понимать ее контекст. Толкин писал необъятную груду рукописей, из которой потом возник "Сильмариллион" - и тут, внезапно, у него написалась шуточная, сказочная повесть. Лишь потом, под давлением общественности, взявшись писать "Властелин колец", он смог поместить хоббитов в контекст "Сильмариллиона", поняв, что Некромант - это Саурон, к примеру. Джексон проделывает эту операцию на наших глазах: Белый Совет, собравшись в Ривенделле, обсуждает поход гномов именно в контексте всей истории Средиземья. Режиссер дает нам почувствовать, как эта небольшая история связана с роковыми поворотами истории всего мира. Здесь нет нарушения книг Толкина...

И потом, с чисто визуальной точки зрения - за одно только возвращение невероятно прекрасной Кейт Бланшетт к роли Галадриэль, с этим платьем, которое обвивается вокруг ее ног... Только за это можно простить многое, если не все. Да, сам Гэндальф выглядит на ее фоне несколько потерянным, но, во-первых, ему еще только предстоит в полной мере взять на себя ответственность за весь мир: это произойдет во "Властелине колец". А во-вторых, Галадриэль, как-никак, одна из старейших жителей Средиземья: она родилась в Валиноре при свете Двух Древ, принимала участие в Ледовом Походе Нольдор и пришла в Средизье в первый год Первой Эпохи. Ко времени "Властелина Колец" ей было около семи тысяч лет - и даже Элронд, если я не ошибаюсь, помладше поколения примерно на три. 

Но вернемся к самому хоббиту. Когда смотришь фильм впервые, то внутренне сверяешь движение сюжета с книгой и испытываешь некоторое разочарование. При повтором просмотре - замечаешь, насколько виртуозно выстроена арка самого Бильбо. От домохозяина он проходит путь до воина, способного пощадить врага - в потрясающе сыгранной сцене с Голлумом. А потом мы видим как он вступает в бой, чтобы спасти спутника, бросается на орков, размахивая своим "ножом для писем". Такой же путь проходит и Торин - от сомнений в Бильбо через открытую враждебность до его потрясающей финальной речи. И, если рассматривать фильм с этой точки зрения, как историю героя, а не историю похода гномов, то "Нежданное путешествие" оказывается цельным и довольно глубоким произведением. 

А еще оно потрясающе красиво - на Средиземье Джексона я готов любоваться бесконечно. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us