]]>
]]>

Phantasm, 1978

Phantasm, 1978

Майкл замечает, что на местном кладбище творится что-то странное - а местный гробовщик, высокий и жуткий старик, наводит особый ужас. Вначале парню не верит даже родной брат, но вскоре все изменится.

Режиссер: Дон Коскарелли

В ролях: А. Майкл Болдуин, Билл Торнбери, Рэджи Бэннистер, Энгус Скримм, Кэти Лестер

"Фантазм" - один из самых легендарных фильмов ужасов, не похожий, пожалуй, ни на один из своих коллег по жанру. Не в последнюю очередь - потому, что это, по сути, и не фильм ужасов. И дело здесь не только в том, что во второй половине хоррор сменяет "научная фантастика" - и даже не в том, что с обоими жанрами молодой постановщик обращается порядком вольно. "Фантазм" - скорее, кино сюрреалистическое, чем фантастическое, оно работает по своей, особенной логике.

Его сюжет развивается, мягко говоря, путанно - ну или считайте меня крайне невнимательным зрителем. Ну, к примеру: кем вообще приходился ребятам погибший во вступительной сцене мужчина? Если, как утверждают в комментариях на dvd, в конце фильма Майк просыпается и понимает, что это был сон, то я тоже был бы не против понять: с какого момента? Что именно здесь сон, а что реальность? С другой стороны, если бы у нас было четкое объяснение (а в фильме можно найти и обосновать несколько версий того, что "на самом деле правда"), то это отчасти бы убило атмосферу. В конце концов, не зря же фильм назван "Фантазм", а не "Верзила", например.

Отчасти странный эффект воздействия "Фантазма" объясняется еще и тем, что он сделан явно избыточно. Остановимся, временно, на гипотезе, что это - фильм ужасов. В таком случае, мы получаем как минимум две сюжетные линии: о некоей девушке, которая соблазняет и убивает мужчин и о загадочном Верзиле, который творит нечто непонятное на кладбище и которому помогают карлики. Как правило, в фильме ужасов одно чудовище со сравнительно простой мотивацией: возможно, странной для зрителя, мы же не маньяки или монстры, но простой. Джейсон убивает всех кого поймает на Хрустальном озере, Фредди убивает всех подростков, которые живут на улице Вязов и так далее. Если бы Коскарелли взял любого из трех перечисленных монстров (девушка в лавандовом, Верзила или карлики) и построил бы действие вокруг них - все воспринималось сравнительно традиционно, я почти уверен. Но он решил устроить смесь.

Более того, логика противостояния тоже не совсем понятна: ладно, Майк и его брат Джоди постоянно атакуют плохих парней в их логове, на кладбище - но подчас возникает ощущение, что и действия злодея окрашены личным отношением. Почему-то Верзилу интересует именно эта семья - или нам это только кажется?

И тут режиссер окончательно добивает зрителя, подсовывая ему еще и фантастический элемент с путешествиями между планетами и тому подобными вещами. Причем, называть это "научно-фантастическим" не совсем верно даже по меркам западной терминологии, где границы sci-fi гораздо обширнее, чем принято считать в России. По сути, у самих образом "Фантазма" - отчетливо "палповый" привкус, аромат старых дешевых комиксов. Лично мне очень нравится этот запах.

Есть и другие странности, эпизоды, которые работаю на атмосферу, но не особенно нужны в композиции: например, в чем, собственно, роль Предсказательницы и ее дочери? Хорошо, они подсовывают Майку коробку, которая явно взята "на прокат" из "Дюны", великого романа Фрэнка Герберта. Эта коробка поможет ему ближе к финалу - и все? Маловато для введения таких красочных персонажей и сравнительно длинной сцены, не находите?

Несколько "вымораживают" и другие переходы: обратите внимание - сразу после потрясающей сцены, в которой Майк впервые видит Верзилу на улице, вдыхающим пар из холодильника Рэджи, действие переключается на бар, в котором Джоди обсуждает с барменом свой облом с девицей. Причем это обсуждение обрывается на полуслове и, по сути, никуда не ведет. Оно вообще не нужно сюжету - кроме как для того, чтобы создать "буфер" к следующей сцене, в которой Майк возится под машиной.

Что еще удивительно интересно "работает" в "Фантазме", так это актерская игра - и в первую очередь, это касается Энгуса Скримма. В его исполнении есть тот самый оттенок "не-игры", который отличает многих лучших хоррор-персонажей - но, в отличие от того же Пинхэда, построенного на схожих приемах, он время от времени теряет невозмутимость, "форсирует" свое поведение - и в эти моменты становится еще страшнее. Между прочим, как раз это сыграть не так просто как кажется: постоянно давить экспрессией можно, давить невозмутимостью - сложнее, но тоже вполне реально. А вот переходить из одного режима в другой, не разрушив образ - большое мастерство.

Словом, если судить только по первому фильму, то феномен "Фантазма" отчасти объясняется тем, что он ошеломляет, напирает на зрителя и загадывает массу загадок оставляя их, по большому счету, без ответа. Я бы не назвал его страшным и даже особо кровавым, хотя сцена с пресловутой сферой многим цензорам не давала покоя. Но он таинственный и завораживающий, если дать ему шанс. В результате выкинуть "Фантазм" из головы так просто не получалось - и постепенно он стал культом. А потом появились и продолжения...

Единственное, что я могу сказать: а любопытно было бы посмотреть на первый, трехчасовой вариант фильма.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2