Дверь во тьму (сериал Дарио Ардженто)

]]>
]]>

La porta sul buio

La porta sul buio

В трамвае произошло убийство - и, похоже, никто из пассажиров этого не видел... Из психиатрической клиники совершен побег - и тут же мужчина начинает преследовать женщину на улицах города, а его самого ищет полиция. Молодая пара вечером, в непогоду, переезжает в новый дом - и понимает, что их сосед совершил убийство... Девушка обращается в полицию, утверждая, что стала свидетельницей убийства, но ни тела, ни других улик найти не удается.

Режиссеры: Дарио Ардженто, Луиджи Коцци, Марио Фоглиетти

В ролях: Миммо Пальмара, Паола Тедеско, Глауко Онорато, Роберт Хоффманн

После эксперимента (на мой взгляд, очень неудачного) с комедией, Дарио Ардженто пробует силы на еще одном поприще: телесериал. "Дверь во тьму" это телеантология не связанных между собой криминальных историй, каждую из которых сопровождает вступление самого Ардженто. На мой взгляд, опыт получился довольно удачный, но недотягивающий до лучших фильмов самого Ардженто.

"Сосед" (Il vicino di casa), режиссер Луиджи Коцци

La porta sul buio

Итак, молодая пара с ребенком, новый дом и сосед-убийца и постоянный соавтор Ардженто в те годы, Луиджи Коцци, в качестве режиссера. Соседа, к слову, сыграл Миммо Пальмара, снимавшийся в пятидесятых годах в большом количестве пеплумов, включая серию о Геркале с Стивом Ривзом. Построение довольно любопытно: молодая пара в новом доме, ты понимаешь, что они в опасности, скорее всего, угрозой станет сосед - но как и почему? Таким образом авторам удается нагнетать немалое напряжение в обычных бытовых сценах. Что самое интересное, когда ""второй ботинок" таки падает - напряжение спадает: нас интриговали тем, ЧТО произойдет, в результате вопрос ПОЧЕМУ не особенно интересен. Детективной интриги как таковой нет, кто преступник мы знаем с самого начала. Самая напряженная сцена, на мой взгляд, это эпизод с зажигалкой.

Обнаженку на телевидении тех лет, разумеется, не пропустили бы, но зато Коцци умудряется крайне эротично снять сцену, в которой связанная женщина пытается освободиться. Интересно и то, что именно она оказывается активным, действующим персонажем, пока ее муж валяется бревном.

Любопытно, что герой упоминает, что собирается смотреть "Франкенштейна" (1931), но на экране мелькают кадры из "Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна".

В целом серия неплоха, хотя напряжение то появляется, то исчезает. Есть несколько странностей, но простительных в рамках жанра:

Показать...

. Зато концовка получилась, по-своему, изящной.

Трамвай (Il tram, Дарио Ардженто)

La porta sul buio

История, несколько похожая на Хичкока и вообще классические детективы. Только вместо запертой комнаты у нас здесь - загадка трамвая, спешащего по рельсам и убийство в набитом людьми вагоне.

Манера Ардженто здесь не слишком заметна: есть, впрочем, сцена преследования, которая заканчивается ударом по голове - и, как это часто бывает у фильмах этого режиссера, наблюдаем мы ее глазами убийцы. Сам преступник, по традиции, носит черные перчатки, которые "вкусно", фактурно показаны на экране. Интересно, и, в целом, характерно для Ардженто показано и появление инспектора в участке: мы видим персонажа через маниакально прищелкивающие пальцы, целиком его фигуру нам предъявят несколько позже.

Необыно музыкальное сопровождение - это джаз, причем, на мой взгляд, неспециалиста, какой-то довольно экспериментальный.

Что касается самой интриги, то, по ходу второй поездки на трамвае, все детали, нужные для разгадки, зрителю даны - но лично мне преступника вычислить так и не удалось. Единственный недостаток эпизода - идиотская "обличительная" речь комиссара в финале, пристегнутая ни к селу, ни к городу. Видимо, это была отрыжка предыдущей работы режиссера, "Пяти дней".

Напоследок отмечу, что подружку комиссара здесь играет Паола Тедеско - повзрослевшая Саломея из "Евангелия от Матфея" самого Пазолини. Любопытно и то, что сценарий фильма основан на отрывке, написанном для "Птицы с хрустальным оперением", дебюта режиссера, но тогда эти сцены так и не были сняты.

Кукла (La bambola, Марио Фоглиетти)

La porta sul buio

История о побеге из психушки, единственная неудачная серия "Двери во тьму". Для Марио Фоглиетти это был дебют в режиссуре, после которого он поставит еще один фильм для ТВ и несколько эпизодов в телесериалах. С Ардженто он связан как соавтор сюжета "Четырех мух на черном бархате", но, насколько я помню, его вклад был минимальным.

История изложена довольно странно: только что мужчина подложил куклу женщине, подошел посмотреть, как ее сцапают - и в следующем кадре они уже спокойно идут по улице, женщина его за что-то благодарит... Таких натяжек немало.

Есть любопытные визуальные идеи: лично мне понравился кадр, в котором полицейский, опрашивая людей, отражается в стеклянной двери - и кажется, что он разговаривает сам с собой. В чем серию нельзя обвинить, так это в отсутствии атмосферы, но ритмика рассказа в целом способна вогнать в легкую дрему. Режиссер со сценаристом так увлеклись запутыванием публики, что в конце-концов стало скучно наблюдать череду непонятных событий. При этом, не смотря на все их усилия, вычислить убийцу несложно: выберите самую тупую версию и она окажется правильной.

Финальное объяснение не особенно удовлетворяет и оставляет заметные дыры. А именно:

Показать...

Словом, серия откровенно не удачная, но актриса подобрана неплохо: за ней интересно наблюдать, не смотря на то, что сама история скучна.

Свидетельница (Testimone oculare, Дарио Ардженто)

La porta sul buio

По одним сведениям это был последний эпизод, по другим - третий. История построена как детектив без детектива: нет улик, нет тела жертвы, нет никаких доказательств происходящего и не ясны мотивы преступника. С другой стороны, если бы преступления не было, не было бы и рассказа - и зрителю изначально дали понять, что все это происходит на самом деле. Единственный недостаток, с точки зрения любителя жанра, - то, что кандидатов в преступники всего двое. С другой стороны, нам до самого конца так и не дают понять, который из них.

С другой стороны, с момента "давай сделаем из тебя приманку, дорогая" интерес зрителя несколько падает: сюжет эти сцены нисколько не двигают, но и напряжение нагнетать ими тоже не получается. Зритель просто ждет, как эта ситуация разрешится.

В роли комиссара здесь Глауко Онорато, снимавшийся и в "Пяти днях", и в знаменитой "Черной субботе" великого Марио Бава, и в "Спруте 6". Киноманам будет приятно обнаружить самоиронию Ардженто: в начале этой серии чашка с питьем приближается к героине, снимаемая точно так же, как в других фильмах Ардженто приближается орудие убийства.

La porta sul buio

В целом, сериал довольно удачен, хотя и не поднимается до высот некоторых сольных работ Ардженто: он проще, приемы здесь обнаженнее. В "Двери во тьму" заметнее и то, что "джалло", которое обычно "проводят по ведомству" фильмов ужасов, происходит, тем не менее, от криминальной литературы, детектива. Просто итальянская разновидность жанра оказалась более брутальной и кровавой - кстати, даже "Дверь во тьму", хотя современному зрителю это и не очевидно, раздвигала в свое время границы дозволенного на итальянском телевидении.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us