Джон Норман - Пленница Гора
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: Гор, Джон Норман, планетарная опера
John Norman - Captive of Gor, 1971
На этот раз на планету Гор попадает избалованная богачка из Нью-Йорка, Элеоноры Бринтон. Разумеется, она становится рабыней, переходит от одного хозяина к другому - и даже среди рабынь обладает невысоким статусом. И, разумеется, она считает, что такая жизнь не для нее, она достойна большего...
Шестой роман о Горе здесь.
Именно этот роман, похоже, вызывает наиболее яростное слюноотделение противников писателя. Его упорно именуют "порнографическим", хотя количество эротических эпизодов, да и степень их откровенности ничуть не больше, чем в других книгах цикла. Другой разговор, что философия, которой пропитаны все книги о Горе, в "Пленнице Гора" временами подменяет сюжет.
По сути, здесь две сюжетные линии, которые пересекаются между собой: в первой из них речь идет об Элеоноре Бринтон, ее захвате в плен, постепенном приучении к рабству и попыткам сопротивляться. Этой теме посвящена основная часть романа и, разумеется, именно она вызывает наиболее яростный вой оппонентов. На практике не все так плохо, как они пытаются представить... С одной стороны, автору удалось вполне достоверно выписать поведение "человека элиты", попавшего в подобные обстоятельства. Избалованная стерва, считающая себя лучше других потому, что катается на "Мазерати", в реальной жизни точно так же стала бы врать, изворачиваться, подставлять других: а что такого? Если она - выше других, то остальные должны служить ее пользе, не так ли? Другой разговор, что автор несколько раз подводит героиню к пониманию своего положения, к оценке себя как рабыни, а мужчин вокруг - как вышестоящих существ, и.... Элеонора снова возвращается к прежней модели произведения. Подобный "откат" вообще-то возможен в человеческой психике, но в художественном произведении может восприниматься как повтор и занудство.Мир, окружающий героиню, выписан не особенно подробно, практически нет деталей устройства общества - впрочем, все это было прописано в предыдущих романах цикла. Если же читатель начинает знакомство с Норманом именно с этой книги - возникают смешные претензии, "автор не умеет прописывать мир".
Другой вопрос, что у "Пленницы" есть некоторый недостаток: у меня все-таки не возникло ощущение, что события описаны глазами женщины. У Нормана получился, скорее, мужской взгляд на психологию стервозной женщины - и это делает книгу несколько уязвимой.
Вторая сюжетная линия, побочная, связана с основным героем цикла, Тэрлом Кэботом. В самом начале книги мы узнаем, что героиня пишет свои записки по его распоряжению, а значит герои встретятся. В середине романа читателям рассказывают, что и похитили-то девушку специально, чтобы она совершила покушение на Кэбота. Но их встреча состоится только в финале романа.
Проще говоря, книга вышла довольно бедной на события: ее основную часть занимает описание быта рабынь, процесса их психологической ломки и т.п. Самое интересное, впрочем, в другом: в этом романе обнаруживается след Талены, дочери Марленуса и первой любви Тэрла Кэбота. Догадайтесь, о чем пойдет речь в следующем романе?
В целом - читается похуже предшествующих книг, но все же небезнадежно, если рассматривать в рамках серии.