Девичий источник

12 сентября 2015 г.Просмотров: 2058RSS
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Jungfrukällan, 1960

Jungfrukällan

Девушка отправилась в церковь, отвезти свечи, но она не вернулась домой, а была изнасилована и убита. Так уж вышло, что убийцы той ночью пришли под кров родителей своей жертвы.

Режиссер: Ингмар Бергман

В ролях: Макс фон Сюдов, Биргитта Вальберг, Гуннель Линдблум, Биргитта Петтерссон, Аксель Дюберг, Тор Иседаль, Аллан Эдвалль

В каком-то смысле, "Девичий источник" похож на "Заводной апельсин" Кубрика - в обоих случаях, режиссер взял простой, но "работающий" сюжет и превратил его в невнятную мешанину собственных комплексов и деталей, которые никак не встраиваются в сюжет, но зато со страшной силой "символизируют" все, что ни попадя. Единственное, к чему придираться не хочется, так это к операторской работе: выглядит фильм изысканно и красиво, практически каждый кадр - как говориться, "распечатать и в рамочку". Но и тут - еще вопрос, заслуга это Бергмана или оператора Свена Нюквиста? Сдается мне, что второе предположение правильнее.

Что касается фильма, то в угоду сомнительным идеям режиссера (в целом, они сводимы к популярному у молодежи выражению "жизнь - боль"), сюжет перекроен так, что на каждом шагу возникают вопросы, ответа на которые мы не получаем.

С самого начала - не до конца понятна, кто эта вторая девушка, которая молится Одину, как ее помешанные на христианстве ближние терпят такое поведение и о чем, собственно, она вообще молилась? Когда на экране возникает Загадочный и Страшный Старик, то понятно, что он со страшной силой символизирует Самого Одина, но, скажите, на кой ляд он вообще сдался в этом сюжете? Есть ощущение, что только для того, чтобы польстить публике: надо же, какие мы умные, режиссер отсылку к мифологии вставил, а мы ее уловили. И сразу зритель чувствует себя умным и приобщенным.

Более того: хорошо, девушка становится свидетелем изнасилования, после чего... Пропадает из сюжета и с экрана еще на половину фильма. Убийц изобличает их собственная тупость, девушка нарисовывается только потом, когда ее подтверждение уже, в общем-то никому и не нужно.

Более того: о тонком психологизме и глубокой мотивации тоже стоит сказать. Тупые убийцы, напросившись в первый попавший дом, пытаются продать вещи жертвы, показывая их матери девушки. Она понимает, что произошло и совершенно спокойно говорит: "Я должна спросить мужа, какой будет справедливая цена за такую вещь". Отлично прописанная и сыгранная сцена: в лучших традициях саг, она намекает убийцам, но они, в отличие от зрителей, "не считывают" этого намека. Внешняя невозмутимость актрисы - тоже отличная психологическая деталь, одна из немногих.

А вот поведение отца - чистый цирк с конями. Он узнает, что его гости убили его дочь, идет во двор, слышит подтверждение, которое сюжету уже и не особенно нужно...Оно нужно Бергману, чтобы заставить героиню страдать: "Я виновата не меньше пастухов, я все видела, но не кинула камень"... Да, да, я помню: "Жизнь - боль", все кругом виноваты из-за одной женщины, которой несколько тысяч лет назад захотелось яблока... Что делает отец, уже схватившийся за меч? Он идет рубить им березу на веник, после чего парится в баньке. Я бы понял, если он пошел туда после убийства, смыть с себя грех, так сказать, но ДО? Более того, он проходит в горницу, где спят злодеи, садиться на кресло как судья на трон и ждет... По ощущениям - несколько часов. Только после этого, так и не дождавшись пробуждения убийц, не предъявив им формального обвинения, он начинает их расталкивать и пытаться убить. Зачем тогда он ждал все это время? Потому что кадр красивый и символизьма во все поля, не иначе.

О пастухах стоит поговорить отдельно. Насколько я помню, прикончив девушку, они куда-то уходят, сказав младшему: "Жди нас здесь". Почему и как они умудряются явиться с ним вместе к родителям убитой? И куда делись козы? Более того, какую, собственно, работу они ищут, если уже заняты тем, что пасут стадо? Ну, это все, видимо, не важно.

Финал, честно говоря, просто убийственный. Обнаружив труп дочери, родители поднимают тело с земли и тут начинает бить ручей. Все в восхищении и умилении, папа клянется поставить еще один офис ЗАО РПЦ (ну, или как они в Швеции тех лет назывались, запамятовал). Тут я даже не знаю, что заподозрить - то ли ПГМ в терминальной стадии, то ли острое воспаление символизьмы, но вы правда считаете, что еще один ручей, появившийся в лесу это адекватное утешение за гибель вашего ребенка? Что эта водичка стоит смерти молодой, красивой девушки? Не бай бог вам на себе проверить, так ли вы воспримите подобное событие. Хотя Бергман, дочь которого порнорежиссер называл самой бездарной актрисой, с которой ему доводилось работать, вполне возможно, смотрел на такие вещи иначе.

Словом, красиво снятый, но перезамороченный фильм, смотреть который откровенно тяжело, так как настолько мозги отключать не приходиться даже на сеансе Майкла Бэя. Хотя историческая ценность фильма неоспорима: в конечном итоге, от этого сомнительного коня происходит любимый мною поджанр rape and revenge, среди представителей которого много более достойных лент.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us