Человек по имени Конь

]]>
]]>

A Man Called Horse, 1970

A Man Called Horse, 1970

Английский аристократ и путешественник по Дикому Западу попадает в плен к индейцам сиу. Постепенно, проходя сквозь суровые испытания, он становится членом племени, уважаемым воином и даже вождем, а мечта вернуться к цивилизации его покидает.

Режиссер: Эллиот Силверштейн

В ролях: Ричард Харрис, Джудит Андерсон, Жан Гаскон, Ману Тупоу

Считается, что в основе этого вестерна лежит история испанского конкистадора Кабеса де Вака, который в 16 веке попал в рабство к индейцам, постепенно наработал себе авторитет целителя и был даже провозглашен "сыном солнца". Сходство с историей нашего героя здесь есть, но, как мне кажется, поверхностное: к примеру, этот испанец, в конце концов, таки вернулся к "белым людям", а не решил жить среди индейцев.

Другим первоисточником фильма был одноименный рассказ Дороти М. Джонсон, популярной писательницы вестернов. Он, к слову, был экранизирован и до этого фильма - в качестве эпизода сериала "Wagon Train" (1958). С точки зрения сюжета, говорят, отличия были невелики.

Как бы то ни было: фильм замышлялся как попытка показать быт иобряды индейцев как можно аутентичнее, персонажи даже говорили, на протяжении значительной части фильма, на языке сиу. Тем не менее, отдельные индейские активисты все равно отзывались о фильме с неодобрением - не исключаю, правда, что "по долгу службы".

В целом, фильм и правда старается показать образ жизни индейцев с уважением, хотя и подчеркивает его суровость. Что касается пресловутой церемонии "Клятвы солнцу", то упоминания о ней найти можно, есть архивные фото схожи обрядов. Нечто подобное описывалось у Сат-Ока, хотя воспринимать его как исторический источник и не приходится.

Что касается названия фильма, то я бы все же перевел как "Человек по имени Лошадь", так как это прозвище было дано, чтобы унизить героя, подчеркнуть, что первоначально его воспринимают не как мужчину, а как тягловую скотину. Убежать опасно, языка окружающих он не понимает, за исключением одного Батиста, местного "юродивого" полукровки. В результате мы не понимаем, что творится вокруг, точно так же, как и герой - во всяком случае, в той копии, которую видел я, субтитров на речь индейцев не было.

Переходом, после которого персонажа Харриса начинают воспринимать как человека, а не рабочую лошадь, становится, разумеется, победа в бою - причем, обратите внимание, что наш белый пленник, пусть и морщась, но скальпирует поверженного врага, добиваясь одобрительного кивка индейцев.

Окончательное подтверждение его статуса - дикарский и болезненный обряд посвящения, упоминавшаяся выше "Клятва Солнцу". Но - отметьте любопытный момент, что идет на нее герой не ради абстрактного "статуса в племени", "уважение воинов", а ради обладания вполне конкретной, понравившейся ему девушкой. Любопытна и речь, которую он произносит перед испытанием: "я понял, что вы не дикари, вы такие же люди, как и все остальные". В произведениях такого рода чаще возникает философия в духе "назад к природе", когда дикари рассматриваются как люди, ведущие более правильный образ жизни, обладающие "исконной мудростью" и т.п. В "Человеке по имени Конь" всего этого нет, там повествование вообще любопытно выстроено по линии "принятие - отторжение". В начале истории герой мечтает только сбежать, - но осуждает того же Батиста: "смерть (вождя) для тебя лишь возможность бежать? Ты ничего не понял в этих людях". А потом велит ему рисовать карту - чтобы все же попытаться бежать с ним вместе. При этом жена перед смертью называет его "Джон", подчеркивая, что он все же остается белым человеком, а не новоявленным индейцем. Чуть позже, уже имея возможность уйти, он признает себя "сыном" старухи, давая ей возможность выжить, оперевшись на его помощь. И - если я правильно понял последующую сцену - эта же старуха все-таки гибнет возле "гроба" девушки, но наш герой все-таки остается с племенем, берет на себя функции вождя. Но, при этом всем, судя по показанному в фильме, учить язык племени он так и не удосужился - хотя под боком долгое время был подходящий учитель.

Фильм считается довольно натуралистичным, но я бы с такой характеристикой не согласился: те же "Клятва солнцу" показана довольно впечатляюще, но на герое потом вообще не видно крови - это при пробитых-то насквозь грудных мышцах? Любопытно показана и батальная сцена: при наличии "командного отделения" на холме, нападающие не используют атаку строем, как, впрочем, и обороняющиеся. Но, при этом, сиу легко принимают команды чужака, пусть и через посредничество вождя. Здесь тоже есть тонкость: я не специалист, но вполне возможно, что индейцы и правда не использовали строй, интересно в этом эпизоде другое. По сути, совет главного героя (лучники в два ряда, которые обстреливают атакующую кавалерию) не был таким уж гениальным, да и на исход битвы повлиял не так сильно, как в современном "героическом кино". В современной кино одними его усилиями сиу перебили бы всех врагов и стали править Америкой.

Что касается актерской игры, режиссуры и тому подобного - придирок не возникает, все сделано довольно качественно, но и особо запоминающихся образов, кроме главного героя, пожалуй, нет. Разве что сцена со старухой ближе к концу фильма запоминается - и, кстати, как раз там персонаж поступает, скорее, как белый человек, нежели как индеец, что в фильме подчеркнуто.

В конечном итоге - хороший фильм, который поклонникам киношного Дикого Запада пропускать точно не стоит. Самое интересное в нем, пожалуй, это описанное выше движение линии "свой - чужой", а не приключения как таковые.

Есть небольшое количество эротических кадров, но сняты они подчеркнуто скупо, без особой откровенности. Ну и современным киноманам будет любопытно взглянуть с чего начиналась слава Ричарда Харриса, будущего исполнителя роли профессора Дамблдора.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us